Жизнь скучна без нравственной цели

Роман Гончарова “Обломов” является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством проблем общественно-нравственного содержания. Уже на первой странице романа автор посчитал необходимым обратить внимание читателя на главную черту своего героя: “Душа та открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук”. Вот с каким обаятельным Обломовым автор предлагает нам разделить переживания и мысли о мире в рамках довольно объемного романа.

И действительно – это духовно богатая натура. Умен, хотя “дороже всякого ума честное, верное сердце!” Многих героев романа Обломов осенил своим благородством. Но, мне кажется, трагическое звучание романа в том и состоит, что, пробудив к сознанию духовной красоты стольких людей, сам герой оказывается раздавленным русской обломовщиной.

Собственно, “тихо и постепенно укладывался в гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу”. В начале романа, с наивной уверенностью в своем

праве, определяемом сословной принадлежностью к дворянству и социальным положением “барина”, владелец трехсот крепостных, Обломов позволяет себе заявлять, что “воспитан нежно, ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался”. Автор явно иронизирует над дворянским сословием.

Ведь известно, что под фразой “черным делом” подразумевался труд. Кстати, надо отметить, что это далеко не индивидуальное мнение героя, а опыт многих дворянских поколений, которые, как сказано в “Сне Обломова”, “сносили труд как наказание, наложенное еще на отцов наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это и возможным, и должным”. Так говорится о прямых предках Обломова, потомственных, но оскудевших дворянах. Собственно, и герой романа уже обречен. Сам Гончаров утверждал, что именно этот мотив “есть господствующий в романе”.

В первой части романа автор, повествуя о мучительных попытках героя осмыслить свою жизнь, пишет: “Кто-то, – размышляет он, – будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища. Что-то помешало ему ринуться на поприще жизни. Какой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начале пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения.” Из этого понятно, что герой угадывает, ощущает существование общественного зла, но определить его пока не может.

В конце своего пути Обломов на вопрос избранницы: “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу.” – отвечает: “Есть – обломовщина!” Так сам герой определил исключительную злободневность и важность этой нравственной проблемы. Вложив в уста героя это признание, Гончаров не ошибся.

Он нащупал одну из самых болезненных точек современного ему общества – обломовщину. В те же годы авторитетные представители русской литературной критики оценили роман Гончарова как произведение, которому предстоит долгая жизнь. Сегодняшнее внимание к роману, интерес к нему театра и кинематографа, включение романа в сферу споров о недавней истории и проблемах будущего – прямое подтверждение пророческих предвидений тех далеких от нас лет.

Интерес к этому произведению не ослабеет до тех пор, пока человек будет стремиться к нравственному совершенству.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Жизнь скучна без нравственной цели