Тема “Женщины и война” – важная тема в русской литературе 20 века. Так в горький, смертельный час женщины наравне с мужчинами принимали активное участие в Гражданской войне. Особенно жестоко на войне обращается с человеческой жизнью и что самое главное нередко, и женщины, которые сами дают жизнь, уничтожают человеческую жизнь на почве разных взглядов, мировоззрения, уровня культуры, образования, целей жизни. Борис Андреевич Лавренев написал интересный рассказ “сорок первый” по мотивам гражданской войны. В этом рассказе через отношения женщины к любимому мужчине бессмысленный кошмар войны.
На гражданской войне вынуждено встретились под давлением разных обстоятельств два врага по убеждениям: благородный молодой поручик и простая необразованная девушка, лучший стрелок красногвардейцев, Марютка. Она вступила добровольцем в Красную, тогда еще гвардию. И дала подписку об отказе от бабьего образа жизни, деторождения до окончательной победы труда над капиталом. Марютка сознательно пошла на войну. При этом любила мечтать, писать стихи, которые ей не удавались, но
из винтовки в цель стреляла она с замечательной меткостью.
При этом она вела счет убитым офицерам – тридцать девятым, сороковым. При захвате каравана Марютка промазала и не убили белого офицера, который у нее был сорок первым. Офицер вел себя достойно на протяжении всего плена, все бойцы удивлялись его мужеству. В конце рассказа описывается, что Марютка с поручиком оказались одни на острове. На острове их объединяло одиночество и любовь, но людьми они остались разными.
Поручик получил воспитание и образование, знал имя и честь рода, долг. Марютка была круглой сиротой, и знала только грубую работу по разделыванию рыб. Насколько это верно, но предпочтение остается за поручиком, его благородством, порядочностью. А его Марютка, кажется, грубой, безграмотной, глупой и тупой сее верой в революцию, в бедных людей.
Жалко, что еще она одну жизнь загубила. Он на счету убитым был у ней сорок первым. Женщина и война, женщина на войне в рассказе Б. Лавренева “сорок первый” подчеркивает, подтверждает бессмысленный кошмар войны.