Жанры баллады и элегии весьма распространены в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Это, в первую очередь, связано с содержательностью данных жанров. Следует отметить, что баллада представляет собой песню на исторический или бытовой сюжет.
Элегия – это философское размышление, проникнутое необыкновенной грустью. Именно таким чувством наполнено стихотворение А. С. Пушкина “Погасло дневное светило”. Синее море и вечерний туман навевают на лирического героя воспоминания об ушедших годах.
Он думает о родных краях, но мысли его проникнуты грустью и тоской: Я вспомнил прежних лет безумную любовь, И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило… Лирический герой покидает родную землю и стремится уйти от воспоминаний. Элегические произведения Пушкина носят глубоко философский характер. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” герой рассуждает о быстротечности времени. По мнению Пушкина, в мире существует общий для всего живого закон: “Мы все сойдем под вечны своды”.
Поэт считает эту мысль естественной и неизбежной: Младенца ль милого
ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю: Мне время тлеть, тебе цвести. Однако для лирического героя очень важно даже после смерти оставаться на родине: И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. Весьма часто элегии Пушкина носят любовный характер.
В стихотворении “На холмах Грузии лежит ночная мгла…” чувство восхищения природой и чувство любви тесно переплетаются в душе лирического героя: “Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою”. В отличие от элегии, баллада имеет ярко выраженный сюжет, который очень часто имеет фантастический характер. В “Утопленнике” Пушкин повествует о том, как “сети притащили мертвеца”.
Рыбак, испугавшись суда и разбирательств, снова сталкивает труп в воду. Только вот теперь утопленник ночами приходит к дому рыбака: Есть в народе слух ужасный: Говорят, что каждый год С той поры мужик несчастный В день урочный гостя ждет. “Песнь о вещем Олеге” обращена к историческим событиям.
Князю Олегу старый кудесник предсказывает “смерть от коня”. Поверив в слова предсказателя, князь отказывается от своего верного боевого друга. И только через много лет вспоминает о нем, но конь “почил непробудным сном”.
Олег желает увидеть кости коня. Теперь-то и сбывается предсказание кудесника: Из мертвой главы гробовая змия, Шипя, между тем выползала… В творчестве Лермонтова баллады занимают особое место.
Чаще всего, в них поэт заключает самые важные, общечеловеческие, ценности. В восточном сказании “Три пальмы” автор обращается к проблеме смысла жизни: Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничем благосклонный не радуя взор… Не прав твой, о небо, святой приговор!
Так три пальмы ропщут на создателя, ибо их существование в пустыне очень тяжело и бессмысленно. И, словно в наказание, небеса посылают к пальмам караван. Результат этого печален: “По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий!” В стихотворении “Воздушный корабль” рассказывается о погибшем императоре, который в час своей кончины покидает могилу и на волшебном воздушном корабле отправляется к родным местам. Но не осталось уже тех, кто помнил о нем и его любил: Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок. Вечное одиночество и тоска становятся верными спутниками императора.
Неоднократно обращался Лермонтов и к жанру элегии. Поэт придерживался классических канонов создания этих произведений. Так, в “Элегии” автор повествует о своем одиночестве и, в то же время, о нежелании быть частью жестокого и бездушного света. Лирический герой любуется жизнью рыбаков на берегу моря, но осознает, что “далек от счастья их душой”.
Во многом данное произведение схоже с элегией Пушкина “Погасло дневное светило”. Мотив одиночества и глубокой тоски объединяют эти стихотворения, которые очень точно и образно передают внутренние переживания героев.