<
P>Детская литература в России возникла из книги для детей основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей. Большое влияние оказывали на развитие детской литературы и учебные книги. Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей.
Самые древние азбуки и буквари не дошли до нас, но есть все основания предполагать, что они существовали. Киевская Русь была государством высокоразвитой культуры и широко распространенной грамотности. Об этом свидетельствуют находки советских археологов, обнаруживших при раскопках в Новгороде письма и документы XII века, написанные на бересте. Ранние из дошедших до нас учебников относятся к XVI веку. Самой первой из печатных книг такого типа является азбука, созданная “ради скорого младенческого научения” первопечатником Иваном Федоровым.
Она вышла во Львове в 1574 году. Азбука была задумана и осуществлена как составная часть целого
комплекса учебных пособий, необходимых для обучения довольно широкого круга детей. Один из ранних букварей, дошедших до нас, напечатан в Москве. Он называется “Начальное учение человеком, хотящим разумети божественного писания”. Создан он был в 1634 году Василием Федоровичем Бурцевым и “прочими соработниками”.
В букваре Бурцева были не только азбука, т. е. буквы, расположенные в алфавитном порядке, но и первоначальные сведения по грамматике, заповеди, притчи, наставления. Следовательно, букварь не только учил грамоте, но был книгой для чтения и служил нравственному воспитанию детей. В XVII веке появляются и азбуковники – анонимные рукописные сборники. Одни из них имели энциклопедическую направленность и содержали разные научные сведения.
Другие представляли собой переход от букваря к книге для чтения и содержали прописи, правила школьного поведения и нравоучительные изречения. Кроме учебных книг в XVII веке появляются так называемые “потешные” (или “фряжские”, или “немецкие”) листы. Это оттиски на меди или эстампы с гравюр вначале иностранного, а затем и русского происхождения. Сюжеты были географического, исторического или сказочного характера.
Под картинкой помещались подписи, поясняющие изображенное. Сохранились сведения о том, что “потешные” листы пользовались большой популярностью в домах людей разных сословий. В комнате царевича Алексея было 60 таких листов, у патриарха Никона более 200. Дьяк Зотов обучал по “фряжским” листам царевича Петра Алексеевича. Очевидно, форма обучения истории, естествознанию, географии по “потешным” листам, а позже по “потешным” книгам была интересна для детей и помогала быстрому усвоению наук.
Карион Истомин В конце XVII века появляется в России первый детский писатель – Карион Истомин (приблизительные даты жизни – 1650-1722). Монах Чудова монастыря в Москве, поэт и педагог, Карион Истомин писал стихи для детей, составлял буквари, создавал энциклопедии. Среди книг, написанных Карионом Истоминым, наибольшей известностью пользовался “Лицевой букварь”, первоначально появившийся в рукописном варианте. Букварь был преподнесен в 1692 году царице Наталье Кирилловне для обучения ее внука, царевича Алексея, сына Петра I. В 1694 году букварь был напечатан с иллюстрациями Леонтия Бунина, одного из лучших художнико