С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство следует за нами и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь песни.
Искусство народа, или фольклор (от английского слова folklore – “народное знание”, “народная мудрость”: folk-“народ”, lore-“знание”), глубоко жизненно и бесконечно прекрасно.
Красота, или, как говорят в северных деревнях, узорица, открывается уже в старинных колыбельных песнях. Они наполнены материнской любовью. Сыну и дочери сулят неисчислимые грядущие удачи и благополучие: “Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить”.
Другие песни ближе к жизни: “Спи, посыпай, боронить поспйвай”. У сына, когда он войдет в возраст, поется в старинной песне, будут и шапка, и зипун, и кушак, научится он и сено косить, и дрова рубить, узнает все житейские заботы, и – удивительное дело! – в песнях о них говорится как о радости: какое счастье человеку без труда! Но это в будущем, а пока – самое скромное пожелание: “Приди,
киса, ночевать, приди Васеньку качать”. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Фольклор Закличка прибаутка история. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) За работу коту сулят пирог и кувшин молока. Зовут Сон “усыпить”, а Дрему “удремить” младенца.
В колыбельных песнях выпеваются печали и трудности: сестра поет брату, что отец ушел за рыбой, мать моет пеленки, дед рубит дрова, а брат далеко – в солдатах, вернется не скоро, немолодым – с бородой…
За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками и потешками. Свое название пестушки получили от слова “пестовать” – нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Проснется младенец – потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: “Потягунюшки, порастунюшки, роток говорунюшки, руки хватунюшки, ноги ходунюшки”.
Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребенку, играя с его пальцами, ручками, ножками. Водят дитятю по лавке и припевают про кота, которому кошка говорит: “Ох ты, котик, коток крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, с Машкой, кошкой молодой!” У потешек свой смысл – “урок”: “бодатая” коза грозит рогами тем, кто каши не ест, молока не пьет, а белобокая сорока накормила всех – остался без каши “мал-маленек”: за водицей не ходил, дров не носил…
Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки и более сложного содержания. Это – песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Скакала галка по ельничку, по березничку, наехали на нее разбойники, сняли синий кафтан – стало галке не в чем по городу гулять!
Со стуком, бряком едет Фома на курице, а Тимошка – на кошке. Едут сено косить, сено – коровам, а молоко – ребяткам. У какого-то Данилы пустилась в пляс вся скотина и птица: утки загудели в дудки, вол замахал ногой, не пляшет только коза, но нарядилась в сарафан.. .Бежитзаяц к медведю на свадьбу: медведь-то ему дядя… Затейливый мир так похож на тот, в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овес, разъезжают на дрожках, куют в кузнице, пляшут на свадьбе, пасут скотину, тушат пожар…
А вот наказывают кота за воровство, но что-то уж очень злы “два бояра” – разорвали кота “поперек живота”…
Поэзия прибауток – поэзия смелого смещения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевертышах. Здесь все перевернуто, все наоборот: ушастая свинья свила гнездо на дубу, загорелось синее море, полетела рыба под небеса, а мужик на печи осетра поймал… Одним словом, это путаница, но в ней все легко расставить по своим местам.
Невероятное – источник смешного. Ребенок учится смеяться над тем, что не соответствует своему назначению и месту. Детей обучали не мириться с ложью и несообразностями.
В прошлом ребенок рано привыкал делить заботы взрослых. На улице он выучивался заклинкам и приговоркам. Закличка – это обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам, а приговорка – обращение к мыши, чтобы дала новый, крепкий зуб вместо выпавшего, к улитке, чтобы выставила рожки; это – передразнивание птиц, слова при скакании на одной ноге: когда в ухо попадала вода и надо было, чтобы она вылилась. В отличие от заклички приговорка исполняется не хором, не группой, а каждым отдельно. Просьбы и пожелания детей звучат как приказы.
Дождю велят: “Поливай ковшом”, солнцу: “Выгляни в окошечко!”, радуге: “Не давай дождя, давай солнышка!” Требовательная закличка возникла в те далекие времена, когда народ еще думал, что словом можно влиять на природу. С той поры заклички изменились – стали игрой. Среди приговорок много забавных подражаний птичьему крику.
Воробей будто бы чирикает: “Чин чина больше!”, а перепелка вечером кричит: “Спать пора! Спать пора!”
Особые свойства у игровых припевов и игровых приговоров. Ими начинают игры или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок, а чаще всего содержат условия самой игры. Так, “хозяин” зовет “гусей-лебедей” домой, а они отвечают, что боятся: “волк” ждет их под горой.
Словесные приговоры и припевы придают смысл игровым действиям, реже – словесный текст составляет простое пояснение ходу действия. В игре “Дрема” все играющие становятся кружком, в середине на скамье сидит Дрема. Хор ей приказывает! “сиди”, “выбирай”, “бери”.