“Задонщина” – замечательный памятник литературы XIV в., возвращающий нас в далекие времена Куликовской битвы, или “Мамаева побоища”. Из этого произведения мы узнаем о храбрых князьях Дмитрии Ивановиче и его брате Владимире Андреевиче, снарядивших против татар свои полки, многие из которых, “заслужив честь и славу мира этого, головы свои положили за землю за Русскую и за веру христианскую”. Стойкость и героизм русских воинов помогли им одержать историческую победу над “поганым Мамаем”. Гордый дух, честь и достоинство – отличительные черты князей.
Не могут они смириться с мыслью, что родная земля стонет под игом захватчиков: “Не рождены мы на обиду ни соколу, ни ястребу, ни кречету, ни черному ворону, ни поганому этому Мамаю!” Беззаветная смелость и мужество русских воинов не позволили им отступить во время жестокой битвы, хотя “и трава кровью залита была, и деревья от печали к земле склонились”. Вера была в их сердцах и бесконечная любовь к родине: “Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!” Своим удивительно поэтичным
языком, а также былинным изображением героев и событий “Задонщина” близка к устному народному творчеству.
И мы прекрасно понимаем, что если “грозные тучи сошлись, а из них непрерывно молнии сверкали и гремели громы великие”, то это означает, что бой шел не на жизнь, а на смерть. В образном языке “Задонщины” нашло отражение и отношение русских людей к своим и татарским воинам. И если русские богатыри и удальцы сравниваются с соколами, кречетами и белозерскими ястребами, то “великие силы поганого царя Мамая” превращаются не только в “несчетные стада гусиные и лебединые”, но и в разъяренных “серых волков”.
Читая этот памятник древнерусской литературы, мы проникаемся гордостью и безмерным уважением к великому патриотизму и храбрости древних защитников Руси.