Юлий Цезарь (Юлий Цезарь Шекспир)

Юлий Цезарь

Характеристика литературного героя Герой трагедии У. Шекспира “Юлий Цезарь” (1599). Несмотря на то, что трагедия Шекспира названа его именем, Ц. является не главным действующим лицом, а скорее пружиной действия. Именно вокруг него (поначалу живого, а в еще большей степени – мертвого, убитого заговорщиками-республиканцами) разворачиваются все события ее сюжета, а также раскрываются характеры остальных действующих лиц: Брута, Марка Антония, Кассия и других. Сюжет пьесы почерпнут Шекспиром из “Сравнительных жизнеописаний” Плутарха, однако Шекспир, как и всегда, существенно спрессовал реальные исторические события, придав действию пьесы несравнимо больший динамизм и стремительность.

Он сознательно (что часто ставилось ему в упрек) оставляет за рамками трагедии знаменитые победы Цезаря-полководца, изображая его как государственного человека, как гражданина города Рима, как римлянина. При всем величии Ц. в трагедии показан суеверным, слабым физически и одряхлевшим; Шекспир неоднократно подчеркивает, что он глуховат. Однако теперь, когда он уже

немолод и устал от жизни, отданной служению Риму, он жаждет, чтобы Рим и римляне склонились к его ногам, признав его неограниченную авторитарную власть.

У Ц. в пьесе по сути очень мало текста, и, хотя убийство его в Капитолии происходит в начале третьего акта, в предыдущих действиях он появляется всего несколько раз. В одно из таких его явлений к нему выходит Прорицатель, произносящий зловещее пророчество: “Остерегись ид марта”. Но даже того немногого, что слышим мы из уст Ц., достаточно, чтобы в полной мере понять, кто перед нами. Шекспир вывел на сцену в своей “римской трагедии”, представляющей собой чистейшей воды “политическую пьесу”, прожженного политика и политикана, умного, хитрого, познавшего все тонкости закулисья власти. Вот, к примеру, что говорит он Антонию о Кассии: “Он много думает, такой опасен”.

Опасен тем, что “читает много И любит наблюдать, насквозь он видит Дела людские”. Сцену, в которой Антоний трижды подносит Ц. корону, а тот трижды от нее отказывается, мы “видим” лишь в пересказе Каски – пересказе, однако, вполне красноречивом, из которого понятны и лицемерие Ц., и его жажда власти, и его склонность к лицедейству, и его умение “подогревать” толпу. Однако перед выходом Ц. в Сенат Шекспир вкладывает в его уста слова, в которых соединились бесстрашие и чувство обреченности. А дальше в Капитолии происходит его убийство, и Ц. произносит свое знаменитое “И ты, о Брут!” (слова, написанные Шекспиром по-латыни, не встречаются у Плутарха, очевидно, они дошли до Шекспира через устные предания).

После смерти начинается истинная жизнь Ц. в рассказанной Шекспиром истории. Как говорит Антоний, “дух Цезаря в погоне за отмщеньем, С Гекатою из преисподней выйдя, На всю страну монаршьим криком грянет: “Пощады нет!” – и спустит плот войны…” В отличие от большинства пьес Шекспира “Юлий Цезарь” никогда не подвергался существенным переделкам. Значительными событиями в истории мирового театра стали постановки трагедии, осуществленные за пределами Англии: в Германии – Мейнингенской труппой (1874).

Первым исполнителем роли Ц. стал молодой актер И. Неспер, во время гастролей в России (1885) его играл П. Рихард. Под влиянием увиденного спектакля, одновременно и в полемике с ним, в 1903 году появилась постановка Художественного театра (режиссеры К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, в роли Ц. – В. И. Качалов). В спектакле Малого театра (1924) роль Ц. исполнил М. Ф. Ленин.

На английской сцене пьеса приобрела особую популярность во второй половине XX столетия – будучи интерпретируемой именно как пьеса с отчетливым политическим подтекстом. Таковы были спектакли Королевского Шекспировского театра 1973 года – часть цикла “Римляне”, поставленного Т. Нанном (в роли Ц. – Марк Дигнэм) и 1996 года (постановка А. Ноубла, Ц. – К. Бенджамин).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Юлий Цезарь (Юлий Цезарь Шекспир)