“Я люблю свиней. Собаки смотрят на нас снизу вверх. Кошки смотрят на нас сверху вниз.
Свиньи смотрят на нас как на равных”, – эти слова английского политика У. Черчилля, как всегда, поражают нас своим остроумием и парадоксальностью. Однако если вникнуть в них внимательнее, то за веселой остротой встает глубокий и горький смысл. Мы понимаем, что слова Черчилля не результат наблюдений над животными.
Это, прежде всего, характеристика нас с вами – представителей рода человеческого. И характеристика эта весьма нелицеприятна – Черчилль приравнивает людей к свиньям. Разумеется, этот умнейший человек не хочет оскорбить свиней, он использует этих животных для сравнения, учитывая то значение, которое слово “свинья” имеет в европейской культуре. А оно резко отрицательное – “грязный человек, неряха”; “о том, кто поступает низко, подло”. К сожалению, у Черчилля были все основания думать о человечестве именно так.
Напомним, что он управлял Британией в сложную и противоречивую эпоху (одна вторая мировая война чего стоит!). Кроме того, этот английский аристократ
получил соответствующее своему происхождению образование и имел возможность сравнить “нравственный облик” человечества разных эпох. Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что Черчилль не видел изменений в лучшую сторону. И действительно, уроки истории заставляют нас полностью согласиться с мнением английского премьер-министра.
Зачастую корыстные, эгоистические цели толкают людей на страшные поступки. За примерами далеко ходить не надо. Так, в последнее время в нашей стране с новой силой разгорается дискуссия о роли Сталина в жизни СССР. Кто-то опять стремится назвать его “великим вождем”, уповает на его “могучую руку”, а кто-то на современный лад имеют этого человека “эффективным менеджером”. Эти “странные” люди забывают о миллионах преступлений, которые находятся на совести (если о ней можно упоминать применительно к Сталину) этого человека.
Ради эфемерной цели – построения коммунизма и “осчастливливания” людей будущего – советское руководство во главе со Сталиным уничтожило огромное количество людей, большая часть из которых была их соотечественниками (достаточно прочитать повесть “Котлован” Платонова). “Великий вождь”, прикрываясь лозунгами о “врагах народа” и шпионах, стремящихся разрушить первую в мире социалистическую страну, уничтожал, по сути, собственную нацию. В лагерях ГУЛАГа погибли или были морально сломлены лучшие умы, талантливейшие люди – те, кем страна должна была гордиться. Однако она стыдилась и ненавидела их, заставляла детей отрекаться от своих родителей, а друзей бояться и доносить друг на друга. Литературными документами той страшной эпохи являются многие художественные произведения.
Хрестоматийными уже стали “Архипелаг ГУЛАГ” и “Один день Ивана Денисовича” А. И. Солженицына, “Колымские рассказы” В. Шаламова и т. д. Однако Сталин не ограничивался лишь борьбой с собственным народом. Он использовал свои бесчеловечные методы по отношению и к другим нациям. Вспомним многочисленные истории с “переселением наций”, когда целые народы как неугодные власти лишали родины и переселяли в другие места. Так было с некоторыми кавказскими народами, с немцами, жившими в Прибалтике, и т. д. Но, кроме этого, правительство Сталина, пользуясь “правом сильнейшего”, считало возможным распоряжаться жизнями людей других государств. В последнее время в СМИ активно обсуждают события 1940, произошедшие в Катыни, когда по приказу Сталина беззаконно было расстреляно несколько тысяч польских офицеров.
По следам этих событий польский режиссер Анджей Вайда, у которого в тех событиях погиб отец, снял фильм “Катынь”. Художник попытался разобраться, кто виноват в том страшном преступлении, за что были убиты невинные люди, которые составляли “цвет” польской армии, как сейчас должны вести себя Россия и Польша по отношению друг к другу. Еще одной “глобальной бедой” 20 века стал, конечно, Гитлер и развязанная им вторая мировая война. Зверства, творимые фашистами, не поддаются не только пониманию, но даже объяснению. Складывается ощущение, что в то время мир охватило повальное безумие, люди в один миг превратились в самых отвратительных свиней.
Подтверждение тем страшным событиям мы находим во многих произведениях литературы. Одними из самых ярких я считаю повесть К. Воробьева “Это мы, Господи!”, рассказывающая о пленных в фашистских концлагерях, и роман Б. Шлинка “Чтец”, в котором автор пытается проникнуть в психологию людей, служивших нацистскому режиму. К сожалению, с развитием цивилизации человечество не становится лучше.
Недавние теракты в Москве и Кизляре подтвердили это еще раз. Человечество не нашло способов мирно решать волнующие их вопросы, оно предпочитает насильственные методы, приносящие лишь смерть и страдания, но не эффективные результаты. Живя в мире, где тебя вынуждают постоянно оглядываться по сторонам, подозрительно относиться к людям других культур, бояться и ненавидеть, невольно согласишься со словами Черчилля, а также с тем, что собаки и кошки гораздо лучше представителей рода человеческого, с которыми этим животным приходится жить рядом.