XVII век – переломный, исполненный драматизма период английской истории

Долго зревшие противоречия между набиравшей силу буржуазией и старым феодальным строем привели Англию к буржуазной революции 1640-х годов. Эта революция явилась одной из решающих битв буржуазии против европейского феодализма, предвещавшей победу нового политического строя В Европе и за ее пределами.

Английский абсолютизм, сыгравший в XVI в. положительную роль в объединении и укреплении страны, в XVII в. стал тормозом па пути ее дальнейшего развития и в 1620-30-х годах переживал Глубокий кризис. Отживший феодальный правопорядок, паразитизм двора и церкви, рост налогов и пошлин, предназначенных для пополнения вечно пустой королевской казны, препятствовали развитию торговли и экономики, вызывали недовольство буржуазии и нового дворянства. Нужда и голод были уделом тружеников Англии, крестьян и ремесленников.

Даже в периоды кажущегося затишья брожение в стране не прекращалось. Парламент умело использовал общее недовольство для борьбы против абсолютизма. Разногласия королевской власти С палатой общин, выражавшей интересы третьего сословия, начались уже при Елизавете и резко

обострились после воцарения династии Стюартов (1603).

Ожесточенные конфликты возникали при обсуждении наиболее важных, имевших стратегическое значение вопросов,- о правах парламента, о контроле над церковью, финансами, армией и судом.

В 1629 г. Карл I распустил непокорный ему парламент, но 11 лет спустя война с Шотландией и вызванные ею финансовые затруднения вынудили короля вновь созвать депутатов обеих палат и обратиться к ним за помощью. Встретив с их стороны решительный отпор, Карл начал готовиться к вооруженной борьбе. Вся страна раскололась на два враждебных лагеря.

Оплотом короля стали феодальная аристократия и официальная англиканская церковь. На стороне парламента выступили буржуазия п понос дворянство, широкие слои крестьян и городской бедноты.

Теоретическую основу пуританства составило религиозное и моральное учение вождя швейцарской Реформации Жана Кальвина. Основой кальвинизма была доктрина о предопределении, согласно которой бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, других – к погибели. Человек оказывался один на один с суровым кальвинистским Иеговой и обязан был всей своей жизнью доказать, что ему предопределено спасение.

Учение Кальвина звало к активности и, по словам Энгельса, отвечало требованиям “самой смелой части тогдашней буржуазии”. Примечательно, что, согласно этому учению, одним из признаков “избранности” становилось экономическое процветание: “избранник божий”, преуспевающий буржуа получал от кальвинизма как бы религиозную санкцию на руководящую роль в обществе.

Интересам буржуазии как нельзя лучше отвечало и устройство кальвинистской церкви, основой которой провозглашалась религиозная община, возглавляемая выборными старейшинами. “Устройство церкви Кальвина,- писал Энгельс,- было насквозь демократичным и республиканским; а где уже и царство божие республиканизировано, могли ли там земные царства оставаться верноподданными королей, епископов и феодалов?..”

Английская буржуазия нашла в кальвинизме “готовую боевую теорию”, необходимую ей для сокрушения старого строя. Пуритане верили, что ведут священную войну за торжество религиозных и нравственных идеалов, которые они в изобилии черпали в Библии. Объективно же основные принципа пуританизма определялись нуждами завершавшегося первоначального накопления капитала и задачами борьбы буржуазии против политического и морального авторитета монархии, феодального дворянства и церкви.

Не случайно пуританская этика противопоставляла буржуазные добродетели – бережливость, умеренность, прилежание – аристократическому культу роскоши и наслаждений.

После смерти Кромвеля в 1658 г. имущие классы Англии, опасаясь нового революционного взрыва, поспешили восстановить в стране старую власть, ограниченную, правда, в пользу парламента, и в 1660 г. пригласили на трон сына казненного короля, Карла II Стюарта (1660-1685). Несмотря на обещания Карла II сохранить завоеванные революцией свободы и не преследовать ее участников, в Англии начались репрессии – период “великого преследования” пуритан. В стране начало расти недовольство. Политика преемника Карла II, Иакова II, пытавшегося вернуть себе всю полноту власти, была неприемлема для окрепших в годы республики буржуазии и нового дворянства.

В 1689 г. произошла так называемая “славная бескровная революция”, приобщившая буржуазию к. господствующим классам и открывшая простор для беспрепятственного и быстрого развития страны по капиталистическому пути.

Английская литература XVII столетия – это литература эпохи эволюционной ломки. Она развивается в обстановке ожесточенной идеологической и социальной борьбы, в тесной связи с событиями своего времени. Первые десятилетия века завершают эпоху Ренессанса; лишь с середины 20-х годов начинается новая историко-литературная эпоха, которая кончается к 1690-м годам, когда на литературную арену вступает Джонатан Свифт и другие деятели раннего “Просвещения.

В литературной жизни Англии этой поры различают в свою очередь три этапа, первый из которых приходится на предреволюционные десятилетия (20-30-е годы), второй охватывает годы революции и республики (40-50-е годы), третий совпадает с периодом Реставрации (60-80-е годы).

Важную роль в становлении классицистской эстетики на английской почве сыграла драматургия Бена Джонсона. Оставаясь писателем ренессансной эпохи, Джонсон, однако, в некоторых отношениях предвосхищал искания драматургов и поэтов XVII столетия. Особое значение имела в этой связи разработанная писанием рационалистическая “теория юморов”, предполагающая изображение какой-то одной, господствующей страсти в характере персонажа.

Приверженность классическим канонам и правилам, Интерес к общезначимой, гражданственной проблематике, склонность к дидактизму присущи и младшему современнику Джонсона – драматургу Ф. Мессинджеру, последние пьесы которого были созданы в 1630-е годы. Тенденции классицизма становятся преобладающими и у отдельных поэтов нового поколения, вступающего в литературу как раз в этот период,- в описательно-дидактической лирике Дж. Деиема и в поэзии Э. Уоллера, на стиль, которого оказали заметное влияние французские писатели-классицисты.

Последователи Донна – Дж. Герберт, Р. Крэшо, Г. Воэн, ориентировавшиеся главным образом на позднее творчество своего предшественника, усвоили его склонность к мистицизму, отвлеченным “метафизическим” рассуждениям и изощренному словесному орнаменту. Явления действительности осмысляются в лирике “метафизиков” в форме сложнейших парадоксальных образов, или “концептов” в технике стиха сознательно используется дисгармония и диссонанс: ритмические отступления и шероховатости стиля подчеркивают характерное для этих авторов чувство смятения и растерянности.

Поэзия “метафизиков” производила впечатление исключительной интеллектуальной сложности, предназначалась лишь для избранного круга читателей и была чужда общественной и гражданской проблематике.

Чуждой передовым идеям эпохи была также поэзия “кавалеров”, представленная именами Т. Керью, Дж. Секлинга, Р. Лавлейса и самого даровитого из них – Р. Геррика. Их приверженность феодально-монархической реакции – силе, исторически обреченной,- не могла не сказаться на творчестве придворных поэтов.

Всеобъемлющая философия жизни, характерная для гуманистов Возрождения, вырождается у них в бездумный гедонизм, грандиозная борьба страстей – в капризы и шалости нрава. В годы гражданских войн поэты-кавалеры сражались под знаменем контрреволюции.

Второй этап в развитии английской литературы XVII в. (годы революции и республики) отмечен бурным расцветом публицистики. Литература становится летописью революционных событий и оружием в общественной борьбе. Все политические группировки выдвигают мастеров публицистики. От левеллеров выступает Лильберн, от диггеров – Уинстенли.

Идеологом индепендентов становится Мильтон.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



XVII век – переломный, исполненный драматизма период английской истории