XVII в. – особая эпоха в культуре стран Европы

В прежних концепциях это столетие обычно рассматривалось или как позднее Возрождение, или как раннее Просвещение. Во французском литературоведении XVII в. и прежде рассматривался как отдельная эпоха, названная эпохой Рационализма, но такое определение ее сути, верное для Франции, где господствовал классицизм, не отражает содержания той же эпохи, например, в Испании, где на первый план вышла литература барокко. Причина в том, что этой стабильной эпохе одновременно присущи черты переходности, связанные с формированием нового метаязыка литературы: определяющее для прежних эпох значение жанров отходит на второй план, рождается система художественных методов и соответствующих им направлений.

Наряду с гуманистическим протореализмом (переходящим В так называемый бытовой реализм) формируются первые художественные направления – барокко и классицизм.

Термин “барокко”. На исходе Возрождения возникают новые эстетические явления, в которых ренессансное искусство трансформируется под влиянием мироощущения, свойственного XVII в.: так называемый бытовой реализм, маньеризм,

барокко. В современной науке нередко все эти разновидности определяются общим термином “барокко”, хотя есть основания и для их разделения и даже противопоставления. Сам термин принято возводить к португальскому слову “барокко”, что означает “жемчужина неправильной формы”.

Это очень удачный образ для объяснения специфики явления: жемчужина (некая безусловная эстетическая ценность), но неправильной формы (в отличие от гармоничного соотнесения всех частей в искусстве Ренессанса).

Концепция мира и человека в искусстве барокко. Подобно ренессансной литературе, литература барокко сохраняет монументальность, грандиозность художественной картины мира, но ее основой становится не представление о человеке-титане, “универсальном человеке” как мере всех вещей и о разворачивающемся по горизонтали огромном мире – поле его деятельности, а близкая к средневековой “вертикальная” концепция, согласно которой наверху – рай, внизу – ад, а посередине – человек как некая точка, в которой сходятся борющиеся за него ангельские и сатанинские силы.

В человеке они так сложно переплетены, что неизвестно, какие силы восторжествуют в каждое конкретное мгновение. Литература барокко обогащена всеми открытиями Ренессанса, основное внимание по-прежнему уделяется человеку (пусть это точка между двумя безднами, но центральная точка, средоточие мира, в которой решается, за какими силами – Света или Мрака – будет победа).

Если в Средние века авторское начало представлено лишь в зародыше, то барокко, несомненно, авторское искусство, причем роль автора в нем еще важнее, чем в искусстве Ренессанса. Автор в меньшей степени связан жанровыми установками, правилами стиля и т. д. Неясность судьбы человека в противостоящем ему мире заставляет писателей барокко занимать пессимистическую позицию.

Жанры барокко. Более свободное авторское самовыражение приводит в искусстве барокко к выработке новых модификаций традиционных жанров. Так, Кальдерон на основе испанской национальной драмы создает религиозно-философскую драму. Грасиан в “Карманном оракуле” идет по пути создания афористической прозы.

Д’Юрфе разрабатывает галантно-пасторальный роман, а Мадлен де Скюдери – галантно-героический. Самый своеобразный случай – “Книга обо всем и еще о многом другом” Кеведо, в которой смешиваются в игровой форме различные жанры.

Стиль барокко. Основная тенденция барочного стиля – переход от гармоничности форм искусства Ренессанса к формам дисгармоничным, что отражает концепцию дисгармонии и конфликтности мира и человека. Подобно тому, как в архитектуре барокко существует стремление скрыть конструктивные детали, несущие опоры (8-образные стены, витые колонны и т. д.), в барочном литературе обнаруживается желание скрыть конструкцию текста: романы превращаются в аморфные повествования, утяжеленные множеством вставных новелл, драмы строятся на предельно усложненной интриге, в поэзии возникает игра с поэтическими формами. Художественный эффект часто достигается за счет нарушения читательских ожиданий на всех уровнях текста.

Отсюда возможность соединения пессимизма и сатиры, изысканно-прекрасных и безобразных деталей, возвышенного и низменного, эсте тизация ужасного, создание неологизмов из частей уже сущетвующих слов, обрыв стихотворной строки на полуслове и т. д. Как правило, барокко – это “темный” стиль, труднодоступный для восприятия.

Барокко как литературное направление. В отличие от искусства, искавшего универсальный, наднациональный идеал, и продолжившего этот поиск классицизма барокко ищет национальные формы воплощения своей концепции. Поэтому в разных странах возникают национальные разновидности барочной литературы.

В Италии это маринизм (названный по имени поэта барокко Джамбатиста Марино). В Испании это гонгоризм (по имени поэта Гонгоры) и консептизм (от сопсеро – понятие). В Англии это “метафизическая школа”. Во Франции это “прециозная литература” (драгоценный, изысканный).

Имея много общего на концептуальном уровне, эти разновидности барокко весьма несхожи на уровне стиля.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



XVII в. – особая эпоха в культуре стран Европы