Творчество Корнеля складывалось в атмосфере напряженной политической борьбы 1620-1640-х годов, когда кардинал Ришелье, всесильный министр при слабом короле, беспощадно расправлялся с любыми проявлениями своеволия и оппозиции.
Трагедия Корнеля выросла на этой основе. Биография Корнеля небогата внешними событиями. Он родился в Руане, главном городе Нормандии, в семье адвоката.
Обучался в иезуитском коллеже, откуда вынес хорошее знание латыни, римской истории и литературы.
По окончании коллежа он изучал право и готовился стать адвокатом, но его юридической карьере помешало полное отсутствие ораторских способностей. Первыми литературными опытами Корнеля были мелкие галантные стихи, эпиграммы и другие незначительные поэтические произведения. Его первая комедия в стихах “Мелита. или подложные письма” была написана им в 1629 году. Пьеса была поставлена в Париже и имела успех у публики.
Ободренный успехом Корнель, последовавший за труппой в столицу, поставил в этом театре еще несколько комедий: “Вдова”, “Галерея суда”. “Компаньонка”, “Королевская
площадь” (1632-1635), а также трагикомедию “Клитандр” (1630). В 1643 году была поставлена комедия “Лжец”.
Первую трагедию “Медея” Корнель написал в 1635 году на основе одноименной трагедии Сенеки. В древний мифологический сюжет Корнель вложил современное содержание – столкновение страстного чувства оскорбленной и покинутой женщины с холодным расчетом политического честолюбца.
Однако подлинный триумф принесла Корнелю не “Медея”, а трагикомедия “Сид” (1637), открывшая новую эру в истории французского театра и драматургии. Пьеса имела огромный успех. Корнель впервые воплотил основную морально-философскую проблему французского классицизма – борьбу долга и чувства.
Корнель обратился к пьесе современного испанского драматурга Гильена де Кастро “Юность Сида” (1618). В основу пьесы положена романтическая история любви испанского рыцаря Родриго Диаса, будущего героя реконкисты, к донье Химене, дочери убитого им на поединке графа Гормеса. Взаимное чувство молодой пары вступает в противоречие с феодальным понятием родовой чести. Родриго обязан отомстить за незаслуженное оскорбление – пощечину, нанесенную его старому отцу, и вызвать на дуэль отца своей возлюбленной.
Это решение он принимает после тяжелой душевной борьбы.
Убийство на поединке графа Гормеса переносит внутренний драматический конфликт в душу Химены: теперь она, как некогда ее возлюбленный, оказывается перед таким же мучительным решением проблемы чувства и долга. Она обязана отомстить за отца и потребовать казни Родриго, чтобы соблюсти долг чести и остаться достойной любимого: Я в твердости с тобой обязана сравниться. Достоин стал меня ты, кровь мою пролив; Достойна стану я тебя, тебе отмстив.
Вопреки своим поступкам, герои продолжают любить друг друга. Сюжетное разрешение конфликта Корнель находит, вводя в пьесу истинно высокое сверхличное начало, высший долг, перед которым вынуждены склониться и любовь, и родовая честь. Поворот в судьбах героев определяется патриотическим подвигом Родриго, геройски сразившегося с войском мавров и спасшего страну.
Химена вынуждена отказаться от мести за отца. подчиниться воле короля н выйти замуж за спасителя отечества.
Долг отступает перед более высоким государственным началом. Пьеса заканчивается счастливо.
Острота внутреннего конфликта определила небывалый успех пьесы. Но кардинал Ришелье отнесся к ней настороженно. Он был недоволен тем. что королевская власть в пьесе выступала как второстепенная сила, лишь формально участвующая в действии.
Кроме того, кардиналу не понравилось обращение Корнеля к испанскому сюжету в тот момент, когда Франция вела долгую и изнурительную войну с Испанией.
Успех пьесы Корнеля вызвал зависть и злобу среди собратьев по перу. В течение года появилось свыше двадцати критических статей в адрес “Сида”. Французская Академия, которая находилась под непосредственным контролем Ришелье, в начале 1638 года опубликовала свое суждение о пьесе под названием “Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”.
Признавая отдельные достоинства пьесы. Академия подвергла ее придирчивой критике. Под впечатлением от столь суровой критики Корнель покинул Париж и вернулся в Руан.
Он намеревался даже отказаться от литературной деятельности. Однако менее чем через три года он снова появился в столице с двумя трагедиями из римской истории: “Гораций” и “Цинна”. Обе пьесы были поставлены в 1640 году в том же театре Марэ, что и предыдущие пьесы Корнеля.
В 1641/42 годах была поставлена пьеса Корнеля “Полиевкт”, повествующая о древней Армении эпохи раннего христианства, покоренной Римом и управляемой римским наместником.
После “Полиевкта” в творчестве Корнеля наступает перелом. С начала 1640-х годов в его трагедиях все явственнее проступают черты барокко. Герои Корнеля по-прежнему сохраняют силу воли и величие души, но эта воля и величие служат уже не общему благу, не высокой нравственной идее, а честолюбивым устремлениям, жажде власти, мести и т. п. (“Родо-гун” (1644), “Ираклий”(1647), “Некомед”(1651). “Дон Санчо Арагонский” (1650).
Корнель в эту пору – признанный первый драматург Франции, его пьесы, начиная с 1644 года, ставятся в лучшей театральной труппе столицы – Бургундском отеле. В 1647 г. он избран членом Французской Академии. Однако после провала трагедии “Пертарит” (1652) Корнель уезжает в Руан с намерением оставить драматургию.
Семь лет он живет вдали от столицы, занимаясь переводами религиозной латинской поэзии. Десять трагедий, написанных Корнелем между 1659-1674 гг. преимущественно на исторические сюжеты, уже не ставят больших нравственных и общественных вопросов, диктуемых временем.
Последние десять лет жизни он уже ничего не писал для театра. Эти годы омрачены материальными лишениями и постепенным забвением его заслуг.