Характерные черты жития как жанра литературы (На примере “Жития преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца” Епифания Премудрого)
1. История жанра жития. 2. Наиболее известные составители житий русских святых. 3. Обязательные характеристики канонического жития. 4. Конкретное воплощение канонов в житии Сергия Радонежского.
А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.
Марк. 15: 20
Христианская церковь со времени своего основания бережно собирала сведения о жизни и деяниях своих верных последователей как ради их прославления, так и в назидание потомкам. Житийная литература возникла практически одновременно с евангелиями и сказаниями об апостолах. В первых житиях рассказывалось о мучениках, принявших смерть от рук язычников за веру во Христа.
Существует и другая разновидность житий – это повествования о жизни преподобных, чудотворцев и других праведников, канонизированных церковью.
Образцом для составителей древнерусских житий своих собственных святых являлись
греческие жития, например, таких авторов, как Симеон Метафраст. Основной задачей жития является прославление, похвала святому; однако цель этого прославления – назидание верующих. Для житий характерен особый язык, риторические рассуждения и высказывания общего характера. Необходимый атрибут жития – это рассказ о чудесах святого; чаще всего эти чудеса можно разделить на условные группы: чудеса до рождения, прижизненные чудеса, среди которых обязательно присутствуют чудесные исцеления, и чудеса посмертные.
Зачастую составители житий опускали подробности, касающиеся индивидуальных черт святого.
Из наиболее известных составителей житий русских святых следует назвать преп. Нестора, написавшего жития свв.
Бориса и Глеба, и Феодосия Печерского (XII век). Из составителей житий XV века следует назвать митрополита Киприана, написавшего житие митрополита Петра и еще несколько житий русских святых, включенных в “Степенную книгу”. Другим известным составителем житий был Пахомий Логофет. Им составлено житие и служба св.
Сергию, преп. Никону, житие св. Кирилла Белозерского, слово о перенесении мощей св. Петра и служба ему и многие другие канонические произведения. Пахомий пользовался большим авторитетом у современников и потомства и стал образцом для многих других составителей житий.
Еще одним знаменитым составителем житий является Епифаний Премудрый, написавший жития св. Стефана Пермского и Сергия Радонежского.
Каковы же обязательные элементы канонического жития святого? Их легко выявить на примере конкретного жития, например, жития Сергия Радонежского.
Во-первых, это обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие: “Слава Богу за все и за всяческие дела, за которые всегда прославляется великое и трисвятое имя, Которое и вечно прославляемо!” К прославлению Творца присоединяется и благодарность за то, что Он даровал такого праведника: “Ныне же мы должны особенно благодарить Бога за то, что даровал Он нам такого старца святого, – говорю о господине Преподобном Сергии, – в земле нашей Русской, в стране нашей полунощной, в дни наши, в последние времена и годы”.
Далее идет похвала самому святому: “…добродетельный старец Сергий, Чудесный страстотерпец, без лени всегда в подвигах добрых пребывал и никогда не ленился…”; “…отец наш Сергий ради того все прелести мира здешнего презрел и к ней стремился, и ее прилежно искал, землю спокойную и безмолвную, землю тихую и безмятежную, землю прекрасную и всяким исполненную утешением…”.
Автор житий всегда говорил о том, что он не достоин взяться за столь великое дело – жизнеописание праведника: “Но сомневаюсь, боюсь приступить к написанию повести, не смею и недоумеваю, как начать писать, ведь свыше сил моих это, ведь я немощен, и груб, и неразумен”.
Далее следует рассказ о чудесном рождении святого. Родители святых обычно и сами отличаются большой праведностью: “Не допустил Бог, чтобы такой младенец, который должен воссиять, родился от неправедных родителей”.
В житии обязательно описывают чудеса святого. Существует множество видов таких чудес. Как правило, чудеса начинаются с самого рождения святого или даже прежде, как мы и видим это на примере Сергия: находясь в утробе матери, пришедшей в храм, он трижды прокричал; родившись, он постился по средам и пятницам. Даже грамоте он обучился чудесным образом. Здесь проявляется еще одна черта житий – святой обязательно наделен большим смирением, и это проявляется во всех его поступках.
Сергий не противится воле своих родителей, просивших его отложить пострижение в монахи, он спрашивает совета у брата, как у старшего, отказывается быть игуменом в основанном им монастыре, почитая себя недостойным. Различны чудеса, совершенные святым и произошедшие с ним. Рассказ об искушении святого и победа над злыми духами – одно из таких чудес. Но бесы являются святым, как правило, в начале духовного подвига; на более высокой ступени духовного роста праведника посещают видения ангелов и святых. Св.
Сергию является Богородица с апостолами Петром и Иоанном и обещает, что вовеки не оставит его обители. Вместе с Сергием служит в алтаре ангел, и божественный огонь входит в причастие, которое вкушает святой.
В житии св. Сергия есть и рассказы о чудесных исцелениях, даже о воскрешении умершего ребенка по его молитве. Святые, как правило, обретали дар видеть человеческие слабости и старались направить человека на правильный путь.
Подобные же способности появились и у св. Сергия. Также с именем Сергия связаны рассказы об источниках, появившихся по его молитве.
Составители житий старались показать, что христианские добродетели, присущие святому при жизни, не оставляют его и перед смертью. Сергий перед кончиной думает о будущем братии, наставляет монахов, как им следует жить: “И беседу повел подобающую, и полезным вещам учил, неуклонно в православии оставаться веля, и завещал единомыслие друг с другом хранить, иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную…”. После смерти тело святого остается нетленным: “Распространилось тогда благоухание великое и неизреченное от тела святого…
Лицо же святого было светлым, как снег, а не как обычно у мертвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его”.
Заканчивается житие тоже прославлением Бога: “…хорошо с Богом начать дело, и с Богом кончить его, и с Божьими рабами беседовать, и о Божьем угоднике повесть писать”.