Зарема – наложница и пленница хана Гирея; добровольно и страстно дыша счастьем, любит его. Она не в силах смириться с новым выбором любовника и властелина – с его привязанностью к новой пленнице, польской княжне Марии. Прокравшись ночью в ее “полумонашескую келью”, 3. произносит бурный монолог, в котором исповедь смешана с угрозой, а слезы – с гневом. Из этого монолога (который был обязательным сюжетным элементом “байронической” поэмы) мы узнаем, что 3. – не просто “грузинка”, но когда-то, до того как попала в гарем, была христианкой. (Потому и требует от Марии, чтобы та поклялась своей верой, что готова отвратить Гирея.)
Этот мотив гармонически (и одновременно контрастно) уравновешивает образы трех героев “Бахчисарайского фонтана”. 3. в той же степени нарушает своей демонической страстностью безучастные нравы гарема, в какой Мария нарушает их своей ангелоподобностью. Одну воспитала мать, другую – отец.
Обе связаны по праву рождения с христианской традицией – одна с западной ее ветвью, другая – с восточной. Но если встреча Гирея с Марией разрушает его “магометанскую цельность”, то его встреча с 3., напротив, наложницу отторгает от христианства. Обоюдной “половинчатостью” Гирея и 3. оттенена идеальная цельность Марии.
Следуя байроновскбй поэтике, Пушкин размывает сюжет поэмы; читатель знает, что 3. в конце концов была казнена; догадывается, что ее ночная угроза не была пустой; но это лишь прозрачный намек на неназванные обстоятельства.