ВЕРА ПАВЛОВНА – героиня произведения Н. Г. Чернышевского “Что делать? Из рассказов о новых людях” (1863). Книга строится как повествование о ее жизни и духовном развитии; с ее судьбой соединяются или пересекаются судьбы других героев. Испытывая отвращение к атмосфере лжи и насилия, царящей в семье, сопротивляясь попыткам матери выдать ее замуж за “дрянного” молодого человека Сто-решникова, В. П. вступает в брак (сначала фиктивный) со студентом-медиком Лопуховым, сторонником социалистических идей.
Для совместной жизни они вырабатывают целый ряд нововведений, поизванных сохранить в семье любовь, взаимное уважение и полный суверенитет каждой из сторон. В. П. организует швейную мастерскую, которая постепенно становится зародышем коммуны по образцу фурьеристских фаланстеров. Взаимная любовь В. П. и друга ее мужа, Кирсанова, заканчивается союзом.
По словам автора, В. П. “одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо”. В начале романа она характеризуется как “обыкновенная девушка”, получившая “обыкновенное воспитание” и стремящаяся к счастью
для себя и для других. Однако система “двойников” В. П. показывает, что ее образ содержит сложное обобщение.
“Двойники” В. П. образуют своеобразную иерархическую систему: судьба каждого из них, в соответствии с воззрениями Чернышевского (“при известных обстоятельствах становится добр, при других – зол”, статья “Антропологический принцип в философии”), представляет возможную реализацию судьбы В. П. в других обстоятельствах. Ее жизнь могла сложиться, как у куртизанки Жюли, “дурной” и одновременно “честной” женщины: такую возможность рисует второй сон В. П. В центре этой иерархии – образ Кати Полозовой, “симметричный” образу В. П. и занимающий в предпоследней главе романа место главной фигуры повествования. В. П. – брюнетка (в характерологии Чернышевского – знак экспансивности), Катя – блондинка (знак уравновешенности); В. П. спасена от противного ей брака с Лопуховым, Катя – от безрассудно желаемого ею брака с Кирсановым; в конечном счете мужем В. П. становится Кирсанов, мужем Кати – “воскресший” Лопухов-Бьюмонт; Катя, по примеру В. П. организует швейную мастерскую; у каждой из героинь рождается сын.
Обе семьи живут вместе, воплощая гармонию грядущей коммуны, так что даже имеет место своеобразный взаимообмен свойствами характера: Катя оказывается более страстной, а В. П. – более спокойной. Венчает иерархию “двойников” женщина из снов В. П. (“невеста твоего жениха”), которая в первом сне постоянно меняет свой облик, а в четвертом окончательно принимает облик самой В. П. (“Да, Вера Павловна видела: это она сама…но богиня, озаренная сиянием любви”).
Поиски прототипа героини также привели к выводу о широкой типической обобщенности образа. Сам автор отмечал в письмах, что наделил В. П. чертами своей жены, О. С. Чернышевской, которой посвящен роман. Огромным было и обратное воздействие образа В. П. на общество. Фиктивные браки с целью спасения девушек из дурных семейств были едва ли не долгом чести для передовой молодежи; часто такие браки перерастали в действительные.
С начала 1860-х годов в высших учебных заведениях, особенно естественно-научного характера, появляются женщины; с выходом романа их число увеличивается. Наконец, в год выхода книги было создано “Общество женского труда”, а сам роман “вызвал особенно много попыток устраивать швейные мастерские на новых началах”, – вспоминала современница событий Е. Н. Водовозова. Почти все эти попытки окончились неудачей.
Сны В. П. обеспечивают жанровое единство книги в узловых моментах сюжета. Сон был одним из важнейших элементов утопической литературной традиции; таков, в частности, сон в главе “Спасская полесть” “Путешествия из Петербурга в Москву” А. Н. Радищева. Символика снов В. П. поддается как конкретно-материалистическому, так и духовно-визионерскому прочтению, а сама В. П. в художественном мире романа стоит в одном ряду с пророком Даниилом и апостолом Иоанном Богословом, чьи пророчества суть результаты видений и чьи имена присутствуют в книге. Само имя “В. П.” также оказывается символичным (в Послании Св.
Апостола Павла к Евреям, в частности, говорится: “Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом”; 11:1).