Тригорин – центральный персонаж комедии А. П. Чехова “Чайка” (1896). Линия Т. в комедии как бы нарочито снижена, прозаизирована. Его личность лишена всякого ореола “знаменитого писателя, любимца публики”.
Т. ходит в “рваных ботинках и брюках в клетку”; любит удить рыбу и “радуется, что поймал двух голавлей”; старается не привлекать к себе внимания; не разучился “конфузиться” от похвал; “вялый, рыхлый, всегда покорный”, он лишен “характера”; волнуется и начинает сердиться, лишь говоря о своем писательстве; пишет “мило, талантливо”, но “хуже Тургенева”. Ему нет сорока лет, но он уже утомлен жизнью, которою “сыт по горло” и которую сам называет “дикой”. Т. не любит “толкаться” и считает, что в литературе “всем хватит места” – и старым и новым писателям.
Т. прежде всего – мастеровой литературы, профессионал, чье внимание занято тем, чтобы “выуживать” из жизни, как рыбу из озера, слова и фразы, факты биографий, картины природы, запирая их в свою “литературную кладовую” и превращая в сравнения и сюжеты
(знаменитое “облако, похожее на рояль”). Укорененность в профессии человечески и творчески сближает его с Аркадиной, делает его жизнь “завершенной”, законченной. На образ Т. падает отсвет столь же завершенных судеб: Дорна (“Уже поздно менять свою жизнь”) и Сорина (“Хочешь – не хочешь, живи…”).
Любовь Нины Заречной привела в волнение его чувства, вызвала желание жить, любить и чувствовать так же свежо и искренно, как чувствует она. Но инерция житейской обыденности, необходимость день и ночь “писать, как на перекладных”, делают невозможным для него отказ от всего, что уже состоялось и отстоялось, что приняло законченные формы его литературного мастерства и его жизни. В последнем действии, глядя на сделанное по его заказу чучело чайки, он не может вспомнить, что же с этим связано. У него мотив созрел, надо только “возобновить в памяти место действия”.
Конечно, он помнит “сюжет для небольшого рассказа”, записанный тогда же, два года назад, в записную книжку. Он забыл другое – не “мотив” и не “сюжет”. Он забыл связанные с этим сюжетом чувства, “похожие на нежные, изящные цветы”, забыл свое волнение, свои надежды на обновленную жизнь.
Четырежды повторенное “Не помню!” говорит о том, как “задавлены” в нем эти воспоминания последующей тяжестью жизни, когда он два года разрывался между Аркадиной и Ниной. Его жизнь, в сущности, действительно “съедена” им самим. Первый исполнитель роли Т. – Н. Сазонов (1896).
Среди других исполнителей К. С. Станиславский (1896), В. И. Качалов (1902).