Снегурочка – героиня “весенней сказки” А. Н. Островского “Снегурочка” (1873). Действие пьесы происходит в “стране берендеев в доисторическое время”. Мифопоэтический образ Берендеева царства навеян устным народным творчеством. Это – идиллическое царство мира и согласия.
Любовь – сердцевина жизни берендеев, форма их служения могучему языческому богу Солнца – Яриле. Появление среди людей “холодной” С. вносит в их жизнь “ревность, брань, усобицу”. В сердца людей проникает “остуда немалая”. Дочь Весны и Мороза, С.- всем чужая.
Она “не знает любви совсем”. Ее влекут “людские песни”, страстные и печальные напевы любви. С. томится любопытством и удивляется силе этого чувства, заставляющего людей страдать и плакать. Но “младенческая душа” С. спит, никто не может пробудить в ней “желание любви”. Еще не зная любви, С. узнает “мучительную ревность”, зависть к чужому счастью.
Она чувствует себя “обманутой, обиженной, убитой”, когда пастух Лель с легкостью покидает ее ради горячей сердцем и полной жизни Купавы.
С. обращается к матери-Весне с мольбой о “даре любви”. Подаренный Весною волшебный венок пробуждает “дремоту души”, открывает С. красоту мира, радость жизни. “Гордый духом” Мизгирь становится “избранником души” С. Ее “холодное сердце”, познав любовь, превращается в обыкновенное, живое, человеческое сердце, и С. гибнет со словами: “Люблю и таю, таю от сладких чувств любви”.
Ее “чудесная кончина” восстанавливает эпическое равновесие царства берендеев, как искупительная жертва, призванная умилостивить грозного Ярилу. Образ С. послужил прообразом героини оперы Н. А. Римского-Корсакова “Снегурочка” (1881). Первая исполнительница роли С. – Г. Н. Федотова (1873).
Среди других исполнительниц – В. Ф. Комиссаржевская (1900), М. П. Лилина(1900).