МАЗЕПА – герой поэмы А. С. Пушкина “Полтава” (1828). Иван Степанович Мазепа (1644-1709) – реальное историческое лицо, гетман Украины с 1687 по 1708 год. Стремившийся к отделению Украины от России, он во время Северной войны изменил Петру, перешел на сторону шведов, а после Полтавской битвы (1709) бежал вместе со шведским королем Карлом XII. В поэме Пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью историческим фактам). М. предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он “не ведает святыни”, “не помнит благостыни”), человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели.
Преступный соблазнитель своей юной крестницы Марии, он предает публичной казни ее отца Кочубея и – уже приговоренного к смерти – подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. Столь же беспощадно изображена и политическая деятельность М. Его слова о свободе Отчизны – откровенная политическая
демагогия и прямая ложь: отпадение Украины от России означало бы ее зависимость от Швеции и Польши, на помощь которых М. так рассчитывал. Практическая подготовка заговора М. представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный политический торг (“Торгуют царской головой, // Торгуют клятвами вассалов”). Истинные мотивы деятельности М. – месть оскорбившему его Петру, а главное – безудержное, ненасытное властолюбие (“И скоро в смутах, в бранных спорах, // Быть может, трон воздвигну я”).
Весь этот нравственно-психологический комплекс (жажда власти, возвышения, личного самоутверждения при полнейшей неразборчивости в средствах) Пушкин полагал типичным для новой знати вообще, украинским вариантом которой считал он М. Ведь еще недавно – в отличие от богатого и знатного Кочубея – М. был беден, безвестен, социально ничтожен (“беден был и мал”). Но дело не только в личных качествах М. Само его выступление изображено в поэме как враждебное преобразованиям Петра, всецело обращенное в прошлое, сродное бунту московских стрельцов. И точно так же, как в “Стансах” (1826) “буйному стрельцу” противопоставлен преданный Петру, но независимый и честный аристократ Долгорукий, так и в “Полтаве” “друзьям кровавой старины” противостоит родовитый и знатный Кочубей, тоже не побоявшийся сказать правду о заговоре М. Казнь Кочубея представлена в “Полтаве” как трагическая ошибка Петра, но ошибка не случайная. Петр поверил М. и не поверил Кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию.
И эта проблема переориентации верховной власти на союз со старинным русским дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для Пушкина начиная со второй половины 1820-х гг. “Полтава” была политическим уроком и укором новому царю, также совершившему трагическую ошибку, какой казалась Пушкину расправа над декабристами. Герой и сюжет поэмы “Полтава” были воплощены в опере П. И. Чайковского “Мазепа” (1883), в которой на первый план выдвинулась история любви М. и Марии, образ гетмана был явно облагорожен и наделен лирическими интонациями.