ЛАВРЕЦКИЙ – герой романа И. С. Тургенева “Дворянское гнездо” (1859). Федор Иванович Л. – глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и осознающий необходимость сближения с народом, он мечтает о полезной деятельности.
Но его активность ограничивается лишь некоторыми переустройствами в имении, и, хотя Л. далек от фразерства Рудина, он не находит применения своим силам. Поэтому “школьное” литературоведение обычно относит его к типу “лишнего человека”. Сын помещика и крепостной крестьянки, Л. был рано разлучен с матерью, его воспитание зависело от капризов отца. Уже в сознательном возрасте Л. старается заполнить пробелы своего образования, в 23 года поступает в университет.
В чем-то герой Тургенева предвосхищает Пьера Безухова. Как и Пьер, Л. вступает в свет, где влюбляется в ветреную красавицу Варвару Павловну, женится на ней и скоро обнаруживает неверность жены. Разрыв с женой дает герою возможность вернуться
в Россию.
Уникальность натуры Л. подчеркивает сопоставление с другими персонажами романа. Его искренней любви к России противопоставляется снисходительное пренебрежение, которое демонстрирует светский лев Паншин. Друг Л., Михалевич, называет его байбаком, который лежит всю жизнь и только собирается работать.
Тут напрашивается параллель с другим классическим типом русской литературы – Обломовым И. А. Гончарова. Важнейшую роль в раскрытии образа Л. играют его отношения с героиней романа Лизой Калитиной. Они чувствуют общность своих взглядов, понимают, что “и любят и не любят одно и то же”. Чувство, возникающее между ними, глубоко поэтично, в него вплетаются мотивы прелестной звездной ночи, необыкновенной музыки, сочиненной старым музыкантом Леммом.
Любовь Л. к Лизе – это момент его духовного возрождения, наступившего при возвращении в Россию. Трагическая развязка любви Л. – внезапно возвращается жена, которую он считал умершей, – не оказывается случайностью. Герой видит в этом возмездие за свое равнодушие к общественному долгу, за праздную жкзнь его дедов и прадедов.
Постепенно в герое происходит нравственный перелом: равнодушный до того к религии, Л. приходит к идее христианского смирения. В эпилоге романа герой появляется постаревшим. Л. не стыдится прошлого, но и не ждет ничего от будущего. “Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!” – говорит он. Образ Л., как и весь роман, был очень приветливо встречен современниками.
Критики либерального лагеря (например, П. В. Анненков, А. В. Никитенко) отметили художественные достоинства романа, радикалы анализировали главным образом его социальные аспекты. Так, Н. А. Добролюбов в статье “Когда же придет настоящий день?” (1860) отнес Л. к людям “рудинского закала”, историческая роль которых уже исчерпана. Образ Л. несколько раз появлялся на сцене.
Наиболее интересные постановки – в Александрийском театре в Петербурге (1894), в московском Малом театре (1895), в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (1941) с Н. К. Симоновым в роли Л.