КЛАВДИЙ (англ. Clawdius) – центральный персонаж трагедии У. Шекспира “Гамлет” (1602). В основе пьесы – средневековая скандинавская сага о принце Амлете, описанная в латинской хронике XII”Шв.
Саксоном-Грамматиком. Фабула саги напоминала библейскую легенду о Каине и Авеле: датский король Рорик сделал наместниками Ютландии братьев Горвендилла и Фенгона. Горвендилл вскоре отличился военной доблестью и умением вести хозяйство.
За это Рорик отдал ему в жены свою дочь Геруту, которая родила Горвендиллу сына Амлета. Фенгон из зависти убил брата и стал правителем Ютландии. Обманутая им Герута, которой он внушил, что ее муж пытался лишить ее жизни, вышла замуж за деверя, как за своего спасителя. Амлет, знавший правду, прикинулся слабоумным и много раз обманывал подосланных королем шпионов, инсценировал собственные похороны, а потом вернулся на родину и убил отчима, после чего долго и счастливо правил Ютландией.
Мотав мести отчиму за вероломно убитого отца встречался еще в античности (миф об Оресте, убившем Эгисфа). Уделяя внимание центральной фигуре (Оресту, Амлету или Гамлету),
исследователи мало писали о короле-убийце. Что касается Фенгона, средневекового Каина, то известен лишь сам факт его преступления. К. в трагедии Шекспира предстает более полнокровной и яркой фигурой, дающей материал для различных истолкований.
Художники изображали К. то грустным меланхоликом (на картине немецкого живописца Даниэля Ходовецкого), то шкипером-флибустьером, походящим на Синюю Бороду (у англичанина Мэклайза), то убеленным сединой старцем (на рисунке Морица Реча). К. – макиавеллист, гениальное воплощение идей, заложенных в трактате “Государь”, где, например, сказано: “сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени”. К. злодей ренессансный, и его “образ действий” строится на воле, энергии и хитрости и направлен на сохранение целостности государства. Гамлет, в своей жажде справедливости, упустил из виду Фортинбраса, желавшего прибрать Данию к рукам.
Фортинбрас – враг отца Гамлета, претендует на датскую территорию и после смерти всех героев трагедии получает ее без всяких усилий. Таким образом, К. играет даже положительную роль, если рассматривать его с государственной точки зрения. “Жестокость применена хорошо в тех случаях, когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности” – для этого прототипом К. Фенгоном и была придумана история с покушением короля на жизнь жены. Слова К. – одно, поступки – другое, мысли – третье. К. на словах медоточив и благостен, на деле – коварен.
Он остался бы победителем, если бы вспомнил еще одно замечание Макиавелли: “всякий, кому не дорога жизнь, может совершить покушение на государя, так что нет верного способа избежать гибели от руки человека одержимого”. Именно таким человеком был Гамлет: желание возмездия приобрело над ним такую силу, что у К. не было никаких шансов на спасение.