ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ – герой романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы” (1878-1880), старший сын помещика Федора Павловича Карамазова, двадцативосьмилетний поручик. Прообразом Д. К. послужил Дмитрий Ильинский, историю которого Достоевский узнал на каторге и описал в “Записках из Мертвого дома”: “Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына. Поведения он был совершенно беспутного, ввязался в долги”. В черновых записях Д. К. носит еще имя Ильинского.
Как и герой романа, мнимый убийца был здоровым и крепким человеком, жил в небольшом провинциальном городке (Тобольске), происходил из дворянской семьи и имел чин. подпоручика линейного батальона. История мнимого отцеубийцы Д. Н. Ильинского послужила отправной точкой фабулы Д. К. В то же время некоторые черты образа Д. К. (любовь к кутежам, цыганам, увлечения женщинами, страсть к Шиллеру) родились из наблюдений над обликом Аполлона Григорьева.
В первых заметках о романе, относящихся к апрелю 1878 г., образ Д. К., осужденного на каторгу, появляется на втором плане замысла (на фоне
превалирующей “детской темы”). В рукописной редакции романа существовало сравнение Д. К. с Хлестаковым. Прокурор, характеризуя Митю, цитировал гоголевского героя: “Дайте, дайте мне взаймы, – кричит Хлестаков”.
Однако в окончательном тексте романа сравнения с Хлестаковым нет, и слова, приписываемые прокурором Д. К., звучат иначе: “О, дайте, дайте нам всевозможные блага жизни”.
Важнейшие эпизоды судьбы Д. К. опираются на житийную традицию, в частности наблюдаются параллели с житием Ефрема Сирина, имевшимся в библиотеке Ф. М. Достоевского. Один из героев романа, Ракитин, говорит о Д. К.: “Он сладострастник. Вот его определение и вся внутренняя суть”. Рассказчик относит Д. К. к разряду ревнивцев, не ограничиваясь, однако, этим определением.
Попавший в беду Митя Карамазов ассоциируется у Достоевского с “добрым молодцем”, которого преследовало Горе, – героем древнерусской “Повести о Горе-Злосчастии” XVII”Шв. В девятой книге прокурор, по выражению Достоевского, “излагает душу Мити”. Однако, как заметил М. М. Бахтин, “подлинный Дмитрий остался вне их суда (он сам себя будет судить)”.
Суд Д. К. над собой оправдывается писателем. Митя не убивал, но хотел убить – по Достоевскому, этого достаточно для того, чтобы оказаться виновным. Если в “Преступлении и наказании” Раскольников несет наказание за содеянное, то Д. К. наказан лишь за одно намерение, пусть даже высказанное в раздражении в момент ссоры с отцом.
Сам герой также считает наказание справедливым, что несомненно выделяет его в ряду “преступных” героев Достоевского. Страстная натура Д. К., его “горячее сердце”, толкающее героя на необдуманные поступки и слова, и необычайное внутреннее благородство, несмотря на всю внешнюю беспутность и безалаберность его жизни, настраивают персонажей романа и автора в его пользу (сам писатель и симпатизирующие Д. К. герои романа называют его Митей, отец Федор Павлович Карамазов публично именует его “непочтительным сыном Дмитрием Федоровичем”).
Трагедия Д. К. показана в искаженном ненавистью восприятии отца. Вокруг нее сразу создается загадочность, повышающая эмоциональное напряжение романа. Столкновение Д. К. с отцом в келье старца Зосимы задумано Достоевским как антитеза идее Н. Федорова о том, что в преображенной вселенной плотская любовь преобразуется в родственную и сыновью, возвращающую жизнь отцам.