АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ – герой романа Ф. М. Достоевского “Игрок” (1866), 25-летний дворянин без средств, домашний учитель, живущий с семьей русского генерала (падчерицей Полиной и малолетними детьми) в отеле на немецком курорте Рулетенбурге. Генерал и окружающие его авантюристы-французы, маркиз Де-Грие и красавица Бланш, ждут богатого наследства от больной московской “бабушки”: тогда Де-Грие сможет жениться на Полине, а Бланш станет генеральшей. А. И. влюблен в Полину, но та отвечает ему презрением.
Неожиданно приехавшая “бабушка” проигрывает в рулетку почти все свое состояние, лишив Полину и генерала наследства. Де-Грие отказывается “без денег” жениться на Полине, которая еще должна французу 50 тысяч. Гордая до страсти, Полина хочет бросить их в “подлое лицо” Де-Грие. Деньги должен выиграть А. И. Счастливый случай приносит ему огромную сумму, но игра из средства самоутверждения и “служения” любимой превращается для него в настоящую страсть.
Более полутора лет А. И. скитается по “игорным” городам Германии, опускаясь до службы в лакеях, попадая
в тюрьму за неуплаченный долг.
В образе А. И. есть автобиографические черты: в 1860-е гг. в Германии сам писатель пережил сильнейшую страсть к рулетке; история любви к Полине во многом повторяет перипетии отношений Достоевского и А. П. Сусловой. Предшественники А. И. в русской литературе – “игроки” Герман (“Пиковая дама” Пушкина) и Арбенин (“Маскарад” Лермонтова), в зарубежной – герои Гофмана и Бальзака.
По роману Достоевского написана опера С. С. Прокофьева “Игрок” (перв. редакция 1916-1917, вторая 1927). Благодаря усечению эпилога, повествующего о дальнейшем нравственном падении А. И., образ главного героя обрел трагическую завершенность. Последние слова А. И. недвусмысленно подтверждают перерождение его, томимого любовью к Полине, в одержимого игрока.
Опера Прокофьева, поставленная Б. А. Покровским (Большой театр, 1974) с А. Д. Масленниковым и Г. П. Вишневской в главных ролях, доказала жизнеспособность героев Достоевского на музыкальной сцене.