Хаджи-Мурат
Характеристика литературного героя
Действительное историческое лицо, знаменитый храбростью наиб (уполномоченный) Шамиля, в 1834-1836 гг. один из правителей Аварского ханства. В 1851 г. перешел на сторону русских, потом пытался бежать в горы, чтобы спасти семью, оставшуюся в руках Шамиля, но был настигнут и убит. Толстой говорил о Х.-М.: “Это мое увлечение”. Более всего покоряла художника энергия и сила жизни Х.-М., умение отстаивать свою жизнь до последнего. В истоке замысла – картина, увиденная летом 1896 г.: непокорный “татарин”-репей, изуродованный, но все же уцелевший на вспаханном поле, напомнивший отважного горца.
В первом наброске будущей повести, названном “Репей”, Толстой написал: “”Молодец!” – подумал я. И какое-то чувство бодрости, энергии, силы охватило меня. “Так и надо, так и надо””. В образе Х.-М., помимо отваги, свободолюбия, гордости, Толстой особо подчеркивал простоту (Х.-М. происходил не из богатой семьи, хотя и дружил с ханами), почти детское чистосердечие. В повести герою дана детская улыбка, прельщающая всех и сохранившаяся
даже на мертвой голове (этой детали нет ни в одном из источников, прочитанных Толстым при работе; по подсчетам специалиста, этих источников более 170). Сознание своего достоинства соединяется в Х.-М. с открытостью и обаянием.
Он очаровывает всех: и молодого офицера Бутлера, и Лорис-Меликова, и простую русскую женщину Марью Дмитриевну, и маленького сына Воронцовых Бульку. История Х.-М. воссоздавалась Толстым и по личным воспоминаниям: на Кавказе он провел около трех лет. Брату Сергею Николаевичу в декабре 18S1 г. Толстой писал из Тифлиса: “Ежели захочешь щегольнуть известиями с Кавказа, то можешь рассказывать, что второе лицо после Шамиля, некто Хаджи-Мурат, на днях передался русскому правительству. Это был первый лихач (джигит) и молодец во всей Чечне, а сделал подлость”.
Работая почти пятьдесят лет спустя над повестью, Толстой думал совершенно иначе. Прежде всего оттого, что отрицал войну, всякую войну, ибо люди, все люди – братья и обязаны жить в мире. Война оказывается нужной лишь двум лицам – императору Николаю Павловичу и вдохновителю “священной войны” против иноверцев имаму Шамилю. И тот и другой – жестокие, коварные, властолюбивые, безнравственные деспоты, одинаково резко осуждаемые Толстым. Х.-М.- их жертва, как и русский солдат Петруха Авдеев, которому так полюбились мюриды Х.-М.
В ходе работы над повестью у Толстого была мысль показать одну отрицательную черту в Х.-М.- “обман веры”. Вместо заглавия “Репей” появилось, было, “Хазават”, но в первой же копии с автографа, в 1896 г., зафиксировано окончательное: “Хаджи-Мурат”. Герою совсем не свойствен религиозный фанатизм. Повседневная молитва мусульман – намаз, совершаемый несколько раз в сутки, – все, что сказано о приверженности Х.-М. к своей вере.
В 1903 г., рассказывая американскому журналисту Джеймсу Крилмену о своей работе, Толстой говорил: “Это – поэма о Кавказе, не проповедь. Центральная фигура – – Хаджи-Мурат – народный герой, который служил России, затем сражался против нее вместе со своим народом, а в конце концов русские снесли ему голову. Это рассказ о народе, презирающем смерть”. Образ Х.-М. овеян подлинной поэзией.
Горские сказания, легенды и песни, которыми Толстой восхищался задолго до работы над 443 повестью (переписка 1870-х годов с А. А. Фетом); дивные описания природы, в особенности звездного неба, – все это сопровождает жизненный и смертный путь Х.-М. Непревзойденная художественная сила этих описаний восхищала М. Горького. По свидетельству поэта Н. Тихонова, когда повесть была переведена на аварский язык и ее читали люди, среди которых иные помнили Шамиля, они никак не могли поверить, что это написал граф, русский офицер: “Нет, это не он писал… Это писал Бог…” Ч. Айтматов со своей стороны восхищается психологическим проникновением в суть другого национального характера: “И Хаджи-Мурат, и его наибы выписаны так, что их видишь и веришь их реальному существованию. Мне довелось говорить с потомками Хаджи-Мурата, и они утверждают, что Толстой создал достоверный, точный характер.
Как ему это удалось? Секрет, великая тайна художника. Это тайна огромного сердца Льва Толстого, владевшего пониманием “человека вообще””.