В VIII в. арабы завоевали Испанию. Освободительная война испанцев шла с переменным успехом, и только в конце XV в. Пиренейский полуостров был освобожден от арабского господства и на нем кроме Португалии образовалось самостоятельное государство – Испания.
В конце XVI – начале XVII в. литература и театр, живопись и архитектура в Испании достигли небывалого расцвета. Испанское национальное искусство, особенно в период позднего Возрождения, дало на редкость полное отражение своего времени. Гениальный творец “Дон-Кихота” Сервантес, драматург Лопе де Вега творили не одни: в те же годы Греко и Веласкес, Сурбаран и Мурильо своей живописью завоевали признание среди гуманистов других стран.
В XVI в. в Испании широко распространяются рыцарские романы – жанр, уже забытый в других странах. Эти романы идеализировали средневековых рыцарей с их необычайными, сказочными приключениями, воспитывали преклонение перед феодальным миром. Но идеальная картина рыцарских турниров и поединков, необыкновенных страстей и добродетелей не соответствовала жестокой действительности.
Перед
гуманистической литературой Испании встала задача преодолеть влияние рыцарских романов, которые уводили от познания действительной жизни.
Величайшим писателем-гуманистом Испании, одним из самых замечательных реалистов в литературе эпохи Возрождения был Мигель Сервантес де Сааведра.
Мигель Сервантес де Сааведра (1547 – 1616)
Жизнь Сервантеса, творца “Дон-Кихота”, была нелегкой. Он происходил из обнищавшей дворянской семьи. Хотя Сервантес получил неплохое гуманитарное образование, найти применение своим знаниям и способностям он долгое время не мог: незавидная служба в кардинальской свите, солдатская доля и горькие годы алжирского плена, наконец, место разъездного чиновника по сбору налогов.
Будучи на этой службе, Сервантес попадает в тюрьму по чужой вине.
Настоящего признания своего творчества Сервантес при жизни так и не получил. Рано вступив йа литературное поприще, всю силу своего гениального дарования Сервантес обнаружил лишь на склоне лет, когда создал прекрасные повести “Назидательные новеллы”, правдивые сцены из народной жизни – “Интермедии” и, наконец, знаменитый роман “Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский” – эпопею о Рыцаре печального образа и его верном оруженосце Санчо Пансе.
Герои романа “Дон-Кихот” – обнищавший дворянин Алонсо Кихано и смекалистый, плутоватый крестьянин Санчо Панса – до сих пор привлекают читателей всего мира. Эти два основных героя романа прекрасно передают противоречия и контрасты тогдашней Испании.
Начитавшись многочисленных рыцарских романов, Алонсо Кихано придумывает себе рыцарское имя Дон-Кихот Ламанчский, к которому позднее Санчо Панса добавляет прозвище Рыцарь печального образа. Он отправляется в странствия в поисках приключений. Каждое приключение, каждая подробность этого странствия раскрывают контраст между воображаемой жизнью и суровой реальной действительностью. Отсюда возникают необыкновенные приключения с ветряными мельницами, стадом баранов, каторжниками, кукольным театром.
Своим поведением Дон-Кихот вызывает насмешки и лишь изредка жалость, но в его рассуждениях часто звучит глубокая мудрость и неизменная любовь к людям. Устами Дон-Кихота Сервантес высказывает передовые, демократические идеи.
Дон-Кихот гневно клеймит порабощение человека человеком. Он заявляет, что “превращать… в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется мне крайне жестоким” и что “людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних”.
“Свобода, Санто, – говорит он, – есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей… Ради свободы, так же точно, как и ради чести, можно и должно рисковать жизнью, и, напротив того, неволя есть величайшее из всех несчастий, какие только могут случиться с человеком”.
Санчо Панса, к которому обращены эти слова, с полным правом занимает в романе значительное место. Санчо тесно связан с народной средой, свободной от сословных предрассудков, с крестьянством, обладавшим чувством собственного достоинства и огромным жизненным опытом.
Совместное странствование рыцаря и его оруженосца освобождает их от иллюзий не сразу, а только после ряда трагикомических и поучительных событий и встреч. Возвратившись домой, Дон-Кихот перед смертью выносит убийственный приговор рыцарским романам. Как образ бескорыстного борца Дон-Кихот сохраняет свое обаяние и поныне.
“Дон-Кихот” принадлежит к лучшим произведениям мировой литературы.
“…он приблизился к серому, обнял его, в знак приветствия поцеловал в лоб…” Иллюстрации Г. Доре к роману Сервантеса “Дон-Кихот”.
Образы Сервантеса живут и в русском искусстве – в рисунках и иллюстрациях И. Е. Репина, В. А. Серова и Кукрыниксов, в советском фильме о Дон-Кихоте, где свою трактовку героев Сервантеса дали такие замечательные актеры, как Н. К. Черкасов и Ю. В. Толубеев. Содержательную и интересную книгу об авторе “Дон-Кихота” – “Сервантес. Жизнь и творчество” – написал ученый К. Н. Державин.
Лoпe де Вега (1562-1635)
Лопе де Вега нашел свое место в жизни без особых трудностей. В отличие от Сервантеса он получил прижизненное признание.
В каких только литературных жанрах не выступал Лопе де Вега: в драматургии, эпической поэзии и лирике, теории литературы и критике, новелле! Однако первое место в его творчестве, несомненно, принадлежит драматургии. Из множества пьес Лопе де Вега опубликовано около пятисот, преимущественно комедий.
Писатель-гуманист, Лопе де Вега умел не только развеселить зрителя – он расширял его кругозор, знакомя с историческим прошлым, жизнью других народов – далекой Руси и заокеанской Америки. Он заставлял людей задумываться над судьбой своей отчизны, над нищенским существованием обездоленных крестьян.
В его пьесах вызывали сочувствие ловкие проделки слуг – грасьозо, напоминавших во многом шекспировских шутов. Лопе де Вега сравнительно редко выступал обличителем политического произвола и деспотизма правящих кругов.
В творчестве драматурга особое место занимает его замечательная драма “Фуенте Овехуна” (“Овечий источник”, 1612 – 1613). В этой пьесе изображается реальное событие испанской истории XV в. – восстание крестьян против феодала.
Откровенно и резко охарактеризован в ней командор (один из высших чинов духовного ордена) – властитель деревни Фуенте Овехуна; беспощадно обличается его разнузданный произвол.
Восстание подавлено, многих крестьян пытают во время допроса. Однако своей сплоченностью, своей нравственной стойкостью они оказываются сильнее вооруженных отрядов. Единственным ответом, какой они дают на вопрос о том, кто убил командора, – “Фуенте Овехуна!” (т. е. вся деревня) – они лишают суд возможности выявить виновников.
Однако мужество этого народного отпора Лопе де Вега ослабляет примирительной концовкой в духе своего времени: “добрым” помещиком вместо убитого командора становится сам король.
Великий мастер женского портрета, Лопе де Вега создает в этой драме замечательный образ героини – Лауренсии, ставшей как бы символом народной чести и мужества. Ее человечность и гражданственность резко противостоят сословным предрассудкам и безнравственности командора, а любовь к Фрондосо раскрывает обаяние ее личности. Лауренсия не одинока, вместе с ней ее достойные односельчане – Эстебан, ее отец, Паскуала. Характер Лауренсии близок шекспировским героиням, поэтому роль Лауренсии прочно вошла в репертуар выдающихся трагических артисток мирового театра, в том числе Ермоловой (см. т. 12 ДЭ, ст. “М.
Н. Ермолова”).
Личные судьбы героев этой драмы драматург раскрывает на фоне социальных событий. Это было незаурядным явлением для испанского театра XVII в.
Неизменным успехом у советского зрителя пользуются комедии Лопе де Вега “Собака на сене”, “Девушка с кувшином”, “Учитель танцев”, “Валенсианская вдова”. Секрет этого признания не только в занимательности сюжета, в искусных и смешных ситуациях, в умелом построении диалога, но и в гуманистической трактовке событий и характеров. Постоянным двигателем действия в комедиях является слуга – грасьозо. Ловкий, изобретательный и находчивый, плутоватый и насмешливый, нередко он оказывается опытнее и умнее своего знатного хозяина, чьи интересы защищает, не забывая, однако, и о своих.
Смех в комедиях Лопе де Вега играет не меньшую роль, чем любовная интрига, которая лежит в основе многих его бытовых комедий, так называемых комедий плаща и шпаги.
У Лопе де Вега много различных по возрасту, по положению в обществе персонажей. Но всех их объединяет жизненный оптимизм, умение радоваться, любить, ненавидеть.
Вера в человеческую энергию делает пьесы Лопе де Вега интересными, их сценическое воплощение доставляет удовольствие нашему современнику.
Идеи испанского Возрождения нашли законченное выражение в творчестве Сервантеса и Лопе де Вега, которым было суждено стать властителями дум многих поколений.