“Какая радость жить! Науки процветают, умы пробуждаются: ты же, варварство, возьми веревку и приготовься к изгнанию!” – так писал в 1518 г. немецкий гуманист, писатель и философ Ульрих фон Гуттен.
В это время культура германского Возрождения достигла своего расцвета: она подарила миру замечательных ученых, таких, как языковед И. Рейхлин, врач Т. Парацельс, великого художника А. Дюрера (1471 – 1528; см. т. 12 ДЭ, ст. “Искусство Германии XV – XVI вв.”), прекрасных писателей.
Искусство Германии XVI в. проникнуто жизнеутверждающим духом, оно не мирится больше с феодальным гнетом, самоуправством князей – всем тем, что мешает обновлению страны. Свой главный удар искусство обрушило на алчное католическое духовенство, веками грабившее немецкий народ. Гуманисты Германии подготовили широкое движение – борьбу за реформу церкви (1517); оно всколыхнуло все население и оказало огромное влияние на развитие немецкой культуры XVI в.
Свое назначение писатели Германии видели не только в борьбе с духовенством. Они показали мир, где царствует госпожа Глупость, пытались озарить жизнь
светом Разума.
В XVI в. в Германии родилась сатирическая “литература о дураках”, ярко изображавшая пороки современного мира. Первенец ее – стихотворная сатира “Корабль дураков” (1498). Написал ее ученый-гуманист Себастьян Брант. Сатирик собрал приверженцев Глупости на большом корабле, отплывающем в Глуппландию – страну Глупости.
Он зло посмеялся над знатными феодалами, монахами и прочими “дураками”. Сатиру Бранта углубили великолепные гравюры по рисункам А. Дюрера, помещенные в книге.
Редкий успех выпал на долю “Похвального слова Глупости” великого нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. Творчество его тесно связано с немецким Возрождением.
Дезидерий Эразм Роттердамский (1469-1536)
Дезидерий Эразм Роттердамский пользовался славой одного из самых образованных людей Европы. Он решительно выступал против церковного мракобесия, побывал во многих странах, и всюду его восторженно встречали многочисленные почитатели. В Англии, в гостеприимном доме Томаса Мора, знаменитого автора “Утопии”, он закончил свою замечательную сатиру “Похвальное слово Глупости”.
Писатель заставляет говорить саму госпожу Глупость. Она недовольна людской неблагодарностью. Ведь Глупость так много сделала для людей, а они не сказали о ней ни одного доброго слова. Поэтому Глупость решает сама себя прославить по всем правилам ораторского искусства. Разве не она правит миром?
Разве не ей служат короли и князья, заботящиеся лишь о том, чтобы “набивать свою казну, отнимая у граждан их достояние”? Автор осуждает алчность и себялюбие, суеверие и тупость, бессердечие и деспотизм придворных вельмож, потакающих дурным наклонностям государя; высокомерных феодалов, которые “хоть и не отличаются ничем от последнего поденщика, однако кичатся благородством своего происхождения”; тучных купцов, которые “вечно лгут, божатся, воруют, жульничают, надувают и при всем том мнят себя первыми людьми в мире потому только, что пальцы их украшены золотыми перстнями”.
И конечно, большое место в “Похвальном слове Глупости” уделено римскому папе, служителям церкви, сторонникам церковной, или схоластической (как ее называют), науки.
Зло осмеивает Эразм бесстыдство монахов, которые “при помощи мелочных обрядов, вздорных выдумок и диких воплей подчиняют смертных своей тирании”. Богословов называет он “смрадным болотом” и “ядовитым растением” и советует держаться от них подальше, чтобы не стать жертвой их безмерной злобы.
Ульрих фон Гуттен (1488-1523)
Талантливым сатириком был крупнейший немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен. Он происходил из старинного рыцарского рода и владел не только пером, но и мечом. Отец хотел увидеть его служителем церкви, но молодой Гуттен бежал из монастыря и со временем стал одним из наиболее дерзких противников папского Рима.
В своих язвительных “Диалогах” (1520) он обвинял католическую церковь в том, что она притесняет и грабит Германию, мешает ее национальному возрождению. “Вернем Германии свободу, освободим отечество, так долго терпевшее ярмо угнетения!”, – писал он вождю бюргерской реформации Мартину Лютеру в 1520 г.
Не менее опасным врагом свободы считал Гуттен княжеское самодержавие. С большой тревогой наблюдал он, как усиливалась власть князей за счет власти императора, как рыцарство теряло свое былое значение и слабело. Когда в 1515 г. герцог Ульрих Вюртембергский вероломно убил его двоюродного брата, Гуттен в ряде пламенных речей заклеймил этого злодея на троне.
Обращаясь ко всем немцам, еще не утратившим любви к свободе, он требовал от них наказания кровожадного тирана.
В 1522 г. Гуттен принял деятельное участие в восстании рыцарства против курфюрста (князя) архиепископа Трирского. Он надеялся, что восставшие обуздают княжеский произвол, укрепят императорскую власть и поднимут значение рыцарства. Но ни горожане, ни крестьяне, страдавшие от феодального гнета, не захотели поддержать мятежных рыцарей.
Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер в бедности.
Однако если стремление Гуттена вернуть немецкому рыцарству его былое могущество не могло встретить и не встретило сочувствия в широких кругах, то его гневные сатиры против церковного и княжеского деспотизма, против врагов гуманизма и всего нового и передового имели большой и вполне заслуженный успех.
К. Маркс недаром назвал его “чертовски остроумным”. Остроумны его “Диалоги”, напоминающие диалоги древнегреческого сатирика Лукиана, которого хорошо знали и высоко ценили немецкие гуманисты. Блестящая сатира – знаменитые “Письма темных людей” (1515 – 1617) – написана при ближайшем участии Гуттена.
В этих “Письмах” группа немецких гуманистов осмеяла невежество и глупость представителей схоластической науки. Кичась своей образованностью, эти “ученые” никогда не слышали о славном древнегреческом поэте Гомере. “Письма темных людей” имели международный успех. Ими с увлечением зачитывались и в Лондоне, и в Париже.
Ни одно произведение гуманистов начала XVI в. не подрывало так авторитета схоластов, как эта веселая, насмешливая книжечка, чрезвычайно характерная для литературы немецкого гуманизма, с самого начала тяготевшей к сатире.
В Германии в XVI в. широко развивается и народная литература. В первую очередь песни, то задушевные, лирические, то грозные, боевые, связанные с Великой крестьянской войной, разразившейся в 1525 г. В начале XVI в. была создана народная книга о задорном подмастерье Тиле Уленшпигеле (1515), в конце века – книга о знаменитом чернокнижнике докторе Иоганне Фаусте (1587), в основе которой лежит популярная народная легенда, не раз привлекавшая к себе внимание писателей (Марло, Лессинг, Клингер, Гете, Ленау, Пушкин, Луначарский и др.). Веселые стихотворные рассказы (шванки) и комедии (фастнахтшпили) писал трудолюбивый нюрнбергский сапожник Ганс Сакс (1494 – 1576), хорошо знавший повседневную жизнь немецких городов и деревень. В его многочисленных произведениях показаны ремесленники и купцы, школяры и крестьяне.
Высмеивая человеческие слабости, автор с нескрываемой симпатией изображает людей находчивых и смышленых.