Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в очень тяжелый период для самого писателя – на каторге. Там он и столкнулся с “сильными личностями”, характеры которых воплотил в главных героях своего произведения. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории “наполеонизма” – возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей.
Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает ее утопический результат на образах “двойниках” – Свидригайлова и Лужина. Раскольников, бедный студент из обедневшей дворянской семьи, подавленный нищетой и несправедливостью жизни пытается найти выход из этого положения. Он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление.
Иногда он сомневается в правильности своих мыслей, боясь загубить свою душу, но его манит результат. Его идея заключалась в том, что можно совершить преступление ради общего блага. И он решился на убийство этой старухи – процентщицы,
которую считал глупой, ничтожной, вредной старушонкой. Раскольников совершил это преступление, думая, что он нашел объяснение своей идее.
Он разделил человечество на две категории: “на тварей дрожащих” и на “сверхлюдей”, решив испытать себя. Поняв, что он не “существо высшего порядка”, совершив убийство, он убил в себе все то человеческое, что связывало его с окружающим миром, оставаясь наедине с душевными страданиями и муками совести. В плену этой же ложной теории находится и Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения.
Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести.
Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб. Казалось бы, очень много общего в поступках этих героев, но на сколько, на самом деле, были различны их жизненные ориентиры. Раскольников учится, пробивается в жизни сам и заботится о матери, сестре. Свидригайлов – зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Оба героя, подчинившись одной идее, остались по разные стороны “баррикады”.
Стало ясно самому Раскольникову, – “не переступил он, на этой стороне остался”, потому что “гражданин и человек”. А вот Свидригайлов переступил, человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии.
Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него – освобождение от всех преград, от “вопросов человека и гражданина”. Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников. Поэтому Достоевский оставляет Родиону право на жизнь на каторге, на каторге где происходит мучительное освобождение от этой идеи, возвращение к людям, обретая истинные ценности.
В своем произведении “Преступление и наказание”, Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению.