Вольпоне
Характеристика литературного героя
ВОЛЬПОНЕ (англ. Volpone) – герой комедии Б. Джонсона “Вольпоне, или Хитрый лис” (1606). Наряду с Варравой К. Марло (“Мальтийский еврей”), Шейлоком У. Шекспира (“Венецианский купец”), Джайлзом Оверричем Ф. Мессинджера (“Новый способ платить старые долги”) В, – один из наиболее выдающихся образов стяжателя в английской драме конца XVI – начала XVIIв.
То обстоятельство, что в истории мирового театра Б. Джонсон занимает промежуточное положение между ренессансной и классицистской комедией, наложило особый отпечаток на его главного героя. В отличие от мольеровского Гарпагона В. не является еще героем, окончательно порабощенным утилитарной целью. На нем лежит отблеск богато одаренной ренессансной личности, ибо он не просто стяжатель, но поэт стяжательства, испытывающий глубокое эстетическое наслаждение от тех манипуляций, с помощью которых он достает свои богатства. И хотя золото для него – “порожденье солнца, душа вселенной и моя”, как признается В. в своем первом монологе, “больше тешит” его “искусство
хитрое наживы, чем радость обладанья”.
В.- богатый венецианский патриций, не имеющий прямых наследников. Он услаждает себя тем, что разжигает надежды на наследство у своих многочисленных родственников, а те, желая угодить В., готовы поделиться с ним последним: Корбаччо лишает наследства сына и передает его В., Корвино толкает в постель В. свою жену и т. д. Вошедший во вкус этой увлекательной игры, В. разглашает слух о своей смерти и назначает своим единственным наследником слугу Моску. Спрятавшись за занавеской, он наслаждается зрелищем отчаяния оставшихся с носом наследников. Но Моска решает воспользоваться доверчивостью В. и прибрать к рукам богатства своего хозяина.
Чтобы вернуть потерянное, В. вынужден разоблачить себя перед судом, который приговаривает Моску к бичеванию и ссылке на галеры, а В.- к конфискации имущества и тюрьме. В комедии Б. Джонсона присутствует ярко выраженная морализаторская тенденция. Начиная с предисловия, в котором автор утверждает, что “задачей комического поэта является подражать правосудию и учить жизни”, и заканчивая последними словами комедии: “Пусть все, кто видит, как порок наказан, Подумают! Пасется зло, как скот, А разжиреет – на убой пойдет”, – все утверждает мысль о том, что зло должно погибнуть в силу своих собственных закономерностей. Правда, сатира Б. Джонсона еще не имеет того явного сословного адреса, который она получит позднее у Мольера.
Характеры, и прежде всего В., не обладают конкретностью социально-бытовой обрисовки. Не случайно все персонажи комедии носят звериные имена: Лисище (Вольпоне), Муха (Моска), Коршун (Вольтере), Ворон (Корбаччо), Вороненок (Корвино). Звериные образы преобладают в метафорическом строе Б. Джонсона. Так, наследники, собравшиеся в доме Вольпоне, уподоблены “стае хищных птиц, слетевшихся в надежде труп увидеть”.
Обманутые В., они “свернутся, как вши свиные от прикосновенья”, а сам В., обманутый приживалом, уподоблен “лисе, попавшейся в капкан”, которая еще недавно “смеялась над каркнувшей вороной”. Образ звериного мира становится лейтмотивом нового XVII в. По Б. Джонсону, страсть к стяжательству – основной “юмор” эпохи, ведущий к обезличиванию человека, превращению его в зверя.