Великая Отечественная Война – сколько боли, страданий, смерти, потерь скрыто в этих словах. Гитлер, подобно Наполеону, прошел через половину Европу и приблизился к границам нашей страны, “бесстрашный” и “наглый” в своей уверенности. Европа истекала кровью, она была бессильна перед неотвратимой силой фашизма.
Война, как вихрь, как какая-то неведомая стихия, ворвалась в советские дома, не дав опомниться и осознать происходящее. Но уже с первого дня, еще не поняв действительности, русские люди встали грудью за Родину. Здесь не было “правых и виноватых”, все в дружном порыве восстали против самоуверенных захватчиков. Великая Отечественная Война 1941-1945 годов открыла новую страницу в истории современной литературы. Вместе с ней в произведения писателей входит тема патриотизма, литература вдохновляет на борьбу с врагом, дает надежду и зачастую помогает народу выжить.
Вспоминаются страницы прочитанных о войне книг, рассказывающие великую правду о ратном подвиге наших предков, который они совершили “не ради славы – ради жизни на земле”. В трилогии Константина
Симонова (“Живые и мертвые”, “Солдатами не рождаются”, “Последнее лето”) последовательно освещаются основные этапы Великой Отечественной, в книгах повествуется о том, как вчерашние мальчишки становились солдатами, осознавали свою личную ответственность за судьбу Родины. Книга А. Т. Твардовского “Василий Теркин” правдиво отражает действительность и заставляет вновь и вновь размышлять о войне, о жизни. Твардовский не приукрашивает события военного лихолетья: он не рисует “веселую войну”, не изображает подвиги своего героя как забавные и исключительно победные похождения. Война показана им как невероятно трудное и смертельно опасное дело: “на войне как на войне”.
Произведения первых послевоенных лет полны радости, в них звучат фанфары, восторг от одержанной победы. Люди еще находятся под впечатлением грандиозности свершившегося, они не склонны видеть плохое. Немцы изображаются только сатирически, им отказывается даже в элементарном уме. Советский же солдат походит на чудо-богатыря (“Падение Берлина”).
Но уже тогда некоторые писатели находят мужество рассказать правду о войне: “Мы не умели воевать, не жалели людских сил”, – говорит Астафьев. С окончанием войны тема ВОВ не была забыта, “потому что тот подвиг, память о нем, сколько бы времени не прошло, не остынет в наших сердцах”, – говорит В. Быков. “Лично я пишу о ней не только потому, что война – тяжелейшее испытание для человечества, – утверждал Ю. Бондарев, – а потому, что мне чрезвычайно важно увидеть своей персонаж в самых сложных, самых драматических обстоятельствах, где нравственные ценности проверяются в предельной обостренности”. Среди многих произведений Бондарева особое место занимают “Горячий снег”, “Батальоны просят огня”. На фронте все враждебно женской природе, ее предназначению на земле, но, несмотря на это, героини с наивной прямотой идут навстречу любви, перешагивая через смерть.
Шура и Зоя не защищены, они сами вынуждены защищать других ценой своей жизни. Бондарев показывает нам женщин, которые и во время войны сохраняют свое “женское”. Пусть их души изуродованы войной, ощущением непрочности, но жизнь продолжается и на войне. В этом отношении очень интересна повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…” Она поражает читателей изображением того, как юная девичья чистота сталкивается с бесчеловечными и жестокими силами фашизма. Писатель сумел убедительно показать, какими были люди, отдавшие жизнь за победу, их героизм, причем именно в рядовой, казалось бы, не решающей исход войны ситуации.
Героинями повести становятся пять девушек, которые вызываются задержать немецких диверсантов. Ситуация оказывается гораздо более серьезной, чем казалось: отряд состоит не из двух немцев, которых увидела одна из девушек, а из шестнадцати вооруженных солдат. Да. Враг задержан, но ни одной из девушек не остается в живых.
Эта маленькая победа далась ценой пяти юных жизней. Повесть становится гимном женственности и обаянию молодых героинь. Автор с горечью показывает, как суровая действительность войны вступает в непримиримое противоречие со всем прекрасным, что есть в этих милых девушках.
И, вероятно, именно этот удачно найденный контраст стал причиной того, что повесть “А зори здесь тихие…” невозможно читать без слез благодарности. Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” повествует о жизни Андрея Соколова. Он с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны. Казалось бы, после выпавших на долю Соколова испытаний он не найдет в себе силы жить дальше.
Возрождением для героя оказалась любовь к мальчонке-сироте: “Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. …. он у меня под мышкой приютился, как воробей, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь…зажжешь спичку и любуешься на него!” Таким образом, война не только не убила в Соколове человеческие чувства, а заставила еще больше ценить их, радоваться даже мелочам и не переживать из-за мелочей, так как они ничтожны. И понимать это начинаешь только тогда, когда потеряешь все… Одной из лучших повестей другого “военного писателя”, В. Быкова, является “Обелиск”. Это произведение было написано им в 1972 оду.
В нем повествуется о замечательном человеке, учителе Морозе Алесе Ивановиче. Незаметный, ничем не примечательный внешне, этот человек постепенно завоевывает симпатию читателей своими серьезными поступками. Он не гнушался никакой работы. Мороз при немцах остался в школе работать, детей учить, говоря: “Плохому не научу.
А школа необходима, не будет учить мы – будут оболванивать они”. Вокруг Мороза объединилась группа ребят. Они хотели защитить своего любимого учителя от полицая Каина, но без оружия ребята были обречены. Они подпилили основы моста, полицейские отделались легким испугом.
А ребят забрали в тюрьму. Когда их повели на расстрел, Мороз сумел спасти Павла Миклашевича. Учитель до конца оставался во своими учениками, видя свой долг в том, чтобы достойно умереть, коль он не сумел их уберечь.
В рассказах военных и послевоенных лет мы видим судьбы, такие разные и такие одинаковые в своем горе, своей боли. Всех объединила война, тяжелое и страшное испытание для человека, из которого советские люди вышли с достоинством.