Во второй половине XVI в. английская литература вступает в фазу Высокого Возрождения

Расцвет поэзии. По образцу французских поэтов “Плеяды” несколько английских поэтов создают кружок “Ареопаг”. Среди его членов наиболее значительны Филип Сидни (1554-1586) и Эдмунд Спенсер (1552- 1599).

Трактат Сидни “Защита поэзии” (1582- 1583, опубл. 1595) стал подлинным манифестом поэтов-гуманистов. В нем содержится утверждение воспитательной роли поэзии, наполненной “музыкой планет”, излагается учение Аристотеля о мимесисе, обнаруживается перекличка с трактатом Дю Белле “Защита и прославление французского языка”. Сидни выступил не только как теоретик, но и как выдающийся поэт, создав сонетный цикл “Астрофил и Стелла” (1583, опубл.

1591).

В отличие от Сидни, мастера малых поэтических форм, другой поэт, Спенсер, прославился не столько как автор изящного цикла сонетов “Аморетти”, сколько как создатель масштабных произведений: поэмы из 12 эклог (по числу месяцев года) “Пастушеский календарь” (1579) и ренессансной эпической поэмы “Королева фей” (1590- 1596).

В “Королеве фей” обнаруживается сочетание античной (Гомер, Вергилий), итальянской

(Ариосто, Тассо) и английской (Ленгленд, Мэлори) традиций. Основные образы в поэме – это аллегории. Так, поэтом подчеркнута аллегоричность образов короля Артура (величие), его возлюбленной “королевы фей” Глорианы (слава), 12 рыцарей короля Артура (12 добродетелей, Спенсер успел описать только шесть из них – Благочестие, Умеренность, Целомудрие, Справедливость, Невежество, Дружбу).

И поэме исчезает средневековая основа описания мира рыцарей, рыцари у Спенсера выступают как отдельные грани нравственной природы совершенного человека – идеала эпохи Возрождения. В “Королеве фей” использована “спенсерова строфа”: 8 строк – пятистопный ямб, 9-я строка – шестистопный ямб, рифмовка гЬаЪЪсЪсс. Этой строфой, изобретенной Спенсером, в XIX в. будут написаны “Паломничество Чайльд Гарольда” Д. Г. Байрона, “Восстание Ислама” П. Б. Шелли.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Во второй половине XVI в. английская литература вступает в фазу Высокого Возрождения