Вертер
Характеристика литературного героя ВЕРТЕР (нем. Werther) – герой романа И. В. Гете “Страдания молодого Вертера” (1774). Современники писателя считали, что в образе В. он изобразил самого себя в период жизни в городе Вецларе, когда им овладело любовное увлечение невестой друга Кестнера – Лоттой Буфф.
Однако опубликованные позже письма Гете показали, что в сюжете романа отразились переживания и впечатления, связанные с разными обстоятельствами жизни. От Кестнера Гете узнал о самоубийстве молодого сотрудника брауншвейгского посольства в Вецларе – Карла Вильгельма Иерузалема. После отъезда из Вецлара писатель увлекся молодой замужней женщиной Максимилиа-ной Ларош и был изгнан ее мужем из дома.
В. – персонаж, связанный с литературными образами “Бури и натиска”. Подобно им, он страстен и чувствителен, у него мятежная натура; он боготворит природу, увлекается античной литературой, полон жизненных сил, но одновременно в нем чувствуется надлом, неудовлетворенность жизнью. “Страдания молодого Вертера” – роман в письмах, что помогает герою
раскрыться перед читателями, обнажить свою душу, самые затаенные переживания сделать зримыми и понятными. Сначала В. способен подавить в себе мрачные настроения, он упивается красотой природы, величием мироздания, трепетно и восторженно живописует Лотту, которую полюбил, зная, что она помолвлена, но не придавая этому факту значения. Поняв безнадежность своей любви, В. по-иному воспринимает окружающий мир: “Зрелище бесконечной жизни превратилось для меня в бездну вечно отверстой могилы”. Меняется и круг чтения В.: если сначала, в первые недели знакомства с Лоттой, он читал Гомера, то вскоре его увлекают мрачные страницы поэм Оссиана.
Сам слог писем по мере развития событий говорит об утрате душевного равновесия: “У меня больше нет ни творческого воображения, ни любви к природе… Мои деятельные силы разладились”. В. предвосхищает героев романтической литературы: утратив надежду на взаимную любовь, разочаровавшись в службе, он испытывает поистине “мировую скорбь”, сравнивает свое состояние с мучениями Христа.
Свидетелем страданий В. становится некий вымышленный “издатель”, вероятно, тот самый, к которому обращены письма В. Описание состояния героя после того, как он, уехав на некоторое время, вновь вернулся в дом Лотты и застал ее уже замужем, – предсказывает самоубийство. “Тоска и досада все глубже укоренялись в душе В. и, переплетаясь между собой, мало-помалу завладели всем его существом. Лихорадочное возбуждение потрясало весь его организм и оказывало на него губительное действие, доводя до полного изнеможения”. Не в силах владеть собой и таить свою страсть, В, во время встречи с Лоттой заключает ее в объятия. Верная чувству долга, Лотта запрещает В. впредь с ней видеться. Для героя этот приговор оказывается смертельным.
Образ В. стал в гетевское время примером для подражания: молодые люди носили фрак и жилет таких же цветов (синий и желтый), как у героя романа. По германским землям даже прокатилась волна самоубийств. Роман о В. стал одной из любимых книг Наполеона Бонапарта.
Не одобрил поведение В. Лессинг, написав Гете письмо, где советовал добавить нравоучительную концовку, с тем чтобы герою не вздумали подражать.
Образ В. был воплощен в одноименной опере Ж. Массне (1892, либретто Э. Бло, П. Милле, Ж. Гартмана). Мятежное и патетическое настроение, порывы и восторги героя немецкого “бестселлера” XVIII века незнакомы музыке Массне, – лишь мечтательность, экзальтация чувств да нервность характеризуют оперного В. Ничто не напоминает о поэте, погруженном в “мировую скорбь”. От фабулы композитор взял лишь то, что смог открыть сентиментальным ключом; он заставил умирающего В. выслушать признание в любви Шарлотты и уйти из жизни не с трагическим отчаянием, а почти умиротворенным.
Опера Массне пользовалась огромной популярностью на русской сцене. В силу этого произошло “наслоение” на образ гетевского героя облика оперного В., как его изображали знаменитые тенора Л. В. Собинов, С. Я. Лемешев.