Верочка
Характеристика литературного героя ВЕРОЧКА – центральный персонаж комедии И. С. Тургенева “Месяц в деревне” (1848-1869, первонач. редакции под назв. “Студент”, “Две женщины”).
В.- бедная семнадцатилетняя сирота, воспитанница в доме Натальи Петровны Ислаевой (Тургенев начинает тему бесприданницы, бедной невесты, важную в русской литературе). Судьба ее типична и драматична. Из рассказа В. мы узнаем, что она выросла в доме матери Натальи Петровны, воспитывалась в пансионе в Москве.
Выйдя из пансиона, В. не имела представления о реальной жизни, она не подозревала о сложных моральных и социальных коллизиях, которые ее ожидают. Впитавшая романтические иллюзии чувствительных стихов, В. влюбляется в Беляева, как девочка-ребенок.
Тургенев создает чрезвычайно живой, обаятельный образ: то смеется, то плачет, мгновенно краснеет, пугается, теряется, но во всем ее поведении ощутимы естественность, простодушие, наивность. И потому робкая с Натальей Петровной, она по-своему смела в общении с Беляевым. Ей, как и учителю, душно и тесно в комнатах дворянской
усадьбы, ее тянет в сад, на природу, на воздух. Там с восхищением она следит за чудесами Беляева, она его товарищ в играх и шутках.
В. еще не в состоянии осознать себя соперницей Натальи Петровны, поэтому так открыто признается ей в своих чувствах, не ожидая трагического подвоха. Она растоптана, мир внутренней гармонии разрушен ее благодетельницей. Мучительные чувства жестоко врываются в ее затянувшееся детство.
Поначалу В. находится в тени Натальи Петровны, но к концу пьесы становится равноправным партнером, выдвигается автором на авансцену сюжета.
Неожиданный перелом безропотной, бессловесной, застенчивой В., ее бунт – это стремление к душевному равноправию, защита не столько любви, сколько человеческого достоинства, нравственного чувства. В. покидает богатый дом, мир детских надежд как сильная, смелая, мужественная героиня. В пьесе у нее самая драматичная судьба.
Решение выйти замуж за “старого”, “глупого” Болынинцова равносильно сознательному отказу от счастья: жизнь ее сломана. Открытый финал выводит чисто лирический, камерный образ В. в пространство социальных конфликтов.