Каждый народ имеет свои книги, берущие истоки из далекого и древнего фольклора. Национальные литературы отражают специфику жизни – образ мысли людей разных стран, их культуру, быт и традиции. Искусство слова каждого народа оригинально и своеобычно.
Но есть проблемы, которые волнуют всех людей во все времена, независимо от их национальности, условий жизни, социального положения. Каждое поколение вновь и вновь ставит перед собой глубокие философские вопросы: что есть жизнь и смерть, что есть любовь, как устроен мир и человек, в чем смысл жизни, какие ценности стоят превыше всего, что есть Бог… Эти вопросы отражаются, в том числе, и в литературе и носят название “вечных мотивов”.
Одним из общепризнанных гениев мировой литературы, раскрывших глубины человеческой души, является англичанин У. Шекспир, живший в 16 веке. Его пьесы – глубоко философские произведения, затрагивающие важные вопросы бытия. Так, трагедия Шекспира “Гамлет” рисует вечный конфликт, противоборство человека и окружающего мира. Герою трагедии, молодому принцу Гамлету, открывается страшное:
он узнает, что его отца, в борьбе за престол, отравил родной брат.
В этом преступлении участвовала и мать Гамлета – королева Гертруда. Юный герой находится в ужасе и полной растерянности. Он разочаровывается во всем мире и всех людях – чего можно ожидать от них, если самые близкие оказались коварными и циничными предателями?
Таким образом, Гамлет оказывается один на один с несправедливым миром, а вернее, со своими иллюзиями относительно этого мира. Он начинает сомневаться в ценности и целесообразности жизни вообще – если зло так сильно и непреодолимо, есть ли смысл жить? Но постепенно Гамлет понимает и принимает свою миссию – “вправить” вывихнувшиеся суставы “Времени”.
Он вступает в борьбу со Злом, желая восстановить справедливость, “ход Времени” и соотношение Света и Тьмы. В результате этого противоборства герой решает для себя многие вопросы, основным из которых является вопрос о сущности смерти. В итоге он приходит к осознанию, что смерть превращает человека в ничто, а жизнь – это вечное противоречие между реальностью и идеалами. Герой другого классика мировой литературы – И. В. Гете – ученый Фауст – тоже стремился познать сущность жизни и смерти, а также узнать все тайны Вселенной.
В чем смысл человеческой жизни? Каково предназначение красоты и что есть красота? Что такое творчество и вдохновение? Что есть любовь? Где кончается добро и начинается зло?
Что есть человеческая душа и есть ли какая-то ценность дороже ее? Все эти вопросы возникают перед Фаустом в процессе его изысканий. Герой на себе испытывает все: опускается на самое дно, общаясь с дьяволом, и поднимается на самые вершины, испытывая любовь к Маргарите. В процессе своего жизненного пути он делает много ошибок, но в итоге приходит к осознанию смысла своей жизни – творческого труда на благо людей. В другой трагедии Шекспира – “Ромео и Джульетта” – автор решает вопрос о том, что есть любовь, какова ее сила и значение в жизни.
На примере своих героев великий англичанин показывает, что это чувство прекрасно во всех его проявлениях. Любовь способны испытывать все люди, независимо от возраста и социального положения, она имеет разные воплощения и обличья (любовь Кормилицы к Джульетте, родителей к своим детям, любовь мужчины и женщины, любовь друзей, любовь герцога к своему народу, любовь священника к своей пастве, наконец, любовь Бога к людям). Более того, это чувство жизненно необходимо каждому, ибо на нем зиждется весь мир. Шекспир, в духе традиций Возрождения, говорит о том, что прекрасны все проявления любви, и духовные и телесные.
Отрицая какую-то из этих составляющих, люди сознательно обедняют себя. На примере чувства Ромео и Джульетты мы понимаем, что любовь – мощнейшая сила, способная примирить непримиримых врагов (семейства Монтекки и Капулетти) и преодолеть любые козни, даже саму смерть. Другой классик мировой литературы – француз Ж. Б. Мольер (18 век) – в своей комедии “Тартюф” глубоко раскрыл еще одну “вечную” тему – тему Лицемерия и ее разрушительной силы.
Писатель показывает, что ложь – неотъемлемая часть человеческой натуры и человеческого общества. Но если существует невинная ложь или ложь во благо (уловки Эльмиры, речи Дорины), то существует и разрушающая ложь, калечащая судьбы, покушающаяся на самое святое. Носителем именно такой лжи и других ее проявлений (лицемерия, ханжества) является в комедии святоша Тартюф. Этот человек, искусно обманывая и лицемеря, добивается своих, сугубо корыстных, целей – заполучить богатство Оргона, развлечься с его женой Эльмирой и так далее. Для Тартюфа нет ничего святого или неприкосновенного – он готов клеветать, унижать, разрушать все на своем пути, безжалостно и методично.
Таким образом, этот герой является воплощением абсолютного Зла. Но персонажи Мольера, в отличие от шекспировского Гамлета, побеждают Тартюфа, а значит, пусть и временно, побеждают само Зло. В этом им помогает, конечно же, Добро, которое трактуется драматургом в духе эпохи Просвещения – в лице государства и просвещенного монарха. Таким образом, вечные мотивы в мировой литературе помогают освещать важные стороны человеческого бытия, связанные с глубокими философскими проблемами.
Человеку всегда важно было понять, кто он, где находится и куда идет. Мировая классика отвечает на эти вопросы, помогаю читателю найти свое место в жизни, понять и усвоить непреходящие ценности, расставить свои приоритеты.