Вадим
Характеристика литературного героя
ВАДИМ – герой трагедии Я. Б. Княжнина “Вадим Новгородский” (1788-1789). Легендарным прообразом этого персонажа явился упоминаемый в одной летописи Вадим Храбрый, возглавивший мятеж новгородцев (7864 г.) против призванного княжить Рюрика и последним убитый вместе с “иными многими советниками его”. (С. М. Соловьев считал имя В. нарицательным: от “водим” – передовой, проводник.) Таинственная личность Вадима Храброго, о котором ничего более неизвестно, занимала внимание историографов XVIII”Шв. (В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов) и по-разному оценивалась в зависимости от позиции в т. н. “варяжском вопросе”.
Первым художественным воплощением этого образа явилось “историческое представление” Екатерины II “Из жизни Рурика” (1786). В пьесе, сочиненной “матушкой”, В. Был представлен как юный честолюбец, безразличный к нуждам народа, участник династической интриги, использующий свое коренное происхождение в борьбе за власть с иноземным, но законным правителем Рюриком, ибо ему (а не В.) Гостомысл завещал княжить
в Новгороде. В финале пьесы потерпевший поражение В. преклоняет колени перед Рюриком, и тот его великодушно прощает.
Иным предстает В. в трагедии Княжнина. Он – не юноша, а муж, умудренный жизнью, доказавший свое геройство на поле брани. Предыстория действия: в отсутствие В. и войска “вельможи” затеяли в Новгороде смуту, на подавление которой был призван Рюрик.
Одолев мятежников, он стал княжить – скорее в силу обстоятельств, нежели по собственной воле. В. и Рюрик у Княжнина образуют неожиданную для русской классицистической трагедии пару героев-противников. Традиционное противоборство тирана, узурпировавшего власть, и просвещенного претендента (принца, полководца), который действует исходя из интересов народа и в согласии с ним (например, Клавдий и Гамлет в трагедии А. П. Сумарокова), здесь уступает место конфликту правителей, одинаково достойных, способных на самопожертвование.
Рюрик отнюдь не тиран. Его “самодержавие”, обуздавшее “вельмож-гордецов”, не посягнуло на гражданские права. “Единой правды чтя священнейший устав, я отнял ли хотя черту от ваших прав?” – говорит Рюрик, обращаясь к народу. С другой стороны, свободолюбивый В. оказывается косвенным защитником тиранства, ибо свобода, которую он желает спасти, на руку вельможам и позволяет “народу зло творить и в мнимой вольности свое тиранство скрыть”. В. – человек убеждений.
Он ополчается на саму идею княжеской власти, которая развращает самых добродетельных и достойных: “Что в том, что Рурик сей героем быть родился? Какой герой в венце с пути не совратился?” Благородный Рюрик пытается всеми силами погасить конфликт с В., готов уступить ему княжество и, наконец, соглашается на восстановление республики. Однако, в согласии с духом просвещенного XVIII”Шв., такое действие нуждается в санкции народа. Народ же, претерпевший уже от вольности, отдает голос в пользу Рюрика и княжеского правления.
Произнеся гневный монолог, обращенный к новгородцам (“Ты хочешь рабствовать, под скипетром попран? Нет боле у меня отечества…”), В. закалывается. Трагедия Княжнина в лице В. открыла нового героя. (Эта тема исследована в работах Г. А. Гуковского.) Традиционный герой трагедии (Гамлет Сумарокова, Росслав Княжнина) исполнял “общественный договор” и следовал “мнению народному”.
Тиран же пренебрегал этим мнением, оттого всегда был одинок. У Княжнина в одиночестве оказывается В. Это первый положительный герой русской сцены, бросивший открытый вызов “гражданству”. Рожденный веком Просвещения, В. Княжнина полон иллюзий в отношении народа.
Он еще не знает “суда черни”, который ведом пушкинскому Борису Годунову, персонажу, созданному другой эпохой. В сознании В. не укладывается, что народ способен ошибаться, и потому так потрясен, так раздавлен он выбором народным в пользу рабства, пускай и просвещенного. Мотив индивидуалистического бунта делает В. предтечей героев романтизма, противопоставивших себя свету и черни. Среди литературных прототипов В. называют шекспировского Брута (трагедию “Юлий Цезарь” в 1787 г. перевел Н. М. Карамзин) – персонажа весьма существенного с точки зрения генеалогии романтического героя. Принятая к постановке трагедия Княжнина была отозвана автором из театра, после его смерти опубликована в 1793 г. (тираж конфискован и уничтожен); первая публикация (с цензурными изъятиями) – 1871, полный текст напечатан в 1914 г. В несостоявшейся постановке 1789 г. главную роль репетировал П. А. Плавильщиков.
Спустя два года этот актер и драматург сочинил собственную трагедию на тот же сюжет, представив В. в полном соответствии с тем, как его изобразила Екатерина.