Поскольку фольклор и историческая жизнь народа неотделимы друг от друга, то историческими песнями можно считать все народные песни, ведь в каждой из них идет речь о каком-то конкретном моменте истории. Обрядовые и рекрутские песни, свадебные песни и песни о любви, социально-бытовые песни – все это часть нашей истории. Но собственно историческими принято считать песни, в которых изображены важные исторические события и выдающиеся национальные герои.
В этих произведениях, по словам Н. В. Гоголя, – немеркнущая слава, “поэзия, и история, и отцовская могила” нашего народа, его боли, страдания, его надежды и мечты.
Содержание лучших исторических песен проникнуто идеей единства и независимости русской земли, необходимости борьбы с иноземными захватчиками. Это песни и сказы о борьбе с татаро-монгольским игом, о взятии Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, о борьбе с польской интервенцией в начале XVIII века. Песни о Минине и Пожарском, о народной ненависти к Лжедмитрию и его жене Марине Мнишек, о Петре I, о великих полководцах, о борьбе русского народа с наполеоновским
нашествием 1812 года. Другой важной темой русского исторического эпоса стали песни о повстанческой борьбе народа против угнетателей, песни, воспевающие вождей и участников крестьянских восстаний. Самые яркие песни этой группы связаны с образом вольного казачьего собрания – “казачьего круга”, а также с именами Ермака, Степана Разина и Емельяна Пугачева.
Песни разинского цикла, в отличие от других исторических песен, не только эпические, но и лирические. Эти песни нельзя назвать простой летописью событий. Их значение шире.
Они не только объективно повествуют о происходящем, но прежде всего они являются выражением народного сочувствия к восстанию и его вождю. Правдиво выражая отношение народа к разинскому движению, они идеализируют образ Разина, поэтизируют деятельность разинцев. Поэзией овеяны картины их подвигов, сборов, столкновений с царскими войсками, их драматической участи.
Степан Разин выступает в таких песнях мстителем за многовековое угнетение, испытываемое обездоленным крестьянством. В них описываются расправы разинцев с помещиками, воеводами:
– Люду бездомному он защитничек,
– Ой, да лютый недруг всем насильникам,
– Ой, да по прозвищу Степан Разин-то Тимофеевич.
Наряду с героическими песнями о боевых действиях и славных победах в песенных циклах о Степане Разине содержится немало грустных лирических песен, которые были сложены после разгрома разинского восстания, например суровая, мужественная лирическая песня “Ой, не вечор”, созданная уральскими казаками. В годы Пугачевского движения многие песни разинского цикла были переосмыслены и приурочены к образу нового героя – Емельяна Пугачева. В уральской песне “Нас пугали Пугачем” народный любимец подобно Разину собирает вокруг себя ватагу удальцов.
В этой песне воспроизводится момент расправы с врагами народа. Исторические песни отличаются высоким духом патриотизма. В них рассказывается о славных походах и блестящих победах, тяжелых дорогах ратной славы.
Основная идея таких песен – выражение жажды свободы. Эта идея звучит не столько в сюжете, сколько в лирическом строе чувств, она отражает самые сокровенные мысли и чаяния крепостного крестьянства, начиная с XVII века и до реформы 1861 года. Они отображают нашу славную историю, которая дала огромное количество примеров беззаветного служения своей земле, причем рассказ идет о конкретных исторических событиях и реальных исторических личностях в процессе их деятельности.
Исторические песни выражают стремление русского народа к свободе и независимости, его мечты и надежды.
Кроме того, в этих песнях нашли свое отражение характер русского народа, его доброта, щедрость и душевность, они стали правдивым свидетельством высокой одаренности, поэтического таланта русского народа, и мы по праву гордимся ими.