Успенский собор

Иноземец стоял у Детинца,

Подняв свою гордую голову,

И глядел восхищенно

На дивный успенский собор.

В. Полторацкий

На рубеже XV-XVI веков на территории Московского Кремля был сооружен целый ряд каменных построек, ставших

Символом могущества единого Российского государства. И Успенский собор один из них.

После очередного пожара, в 1470 году, было решено возвести новый Успенский собор на месте старого, сильно

Пострадавшего, выстроенного еще при Иване Калите. Однако, псковских мастеров Кривцова и Мышкина, взявшихся за

Сооружение собора в 1472, два года спустя постигла страшная неудача. Однажды вечером недостроенное здание с

Треском обрушилось. Тогда работу поручили итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти. Образцом для нового

Храма ему был указан Успения Божьей Матери во Владимире. Получив почетный заказ, итальянский мастер поехал

Изучать искусство зодчих Владимира. Ему очень понравилась сноровка русских строителей. Однако требовались

Технические поправки, чтобы наяву воплотить классическую триаду польза, прочность, красота.

Для постройки

Храма использовался тяжелый камень и кирпич. Для изготовления кирпича Аристотелем был построен кирпичный завод

В Калитникове.

За четыре года был построен великолепный собор, похожий на Владимирский, но еще более торжественный и

Величавый. Он отличался от старинных каменных храмов; имел прямоугольное, а не квадратное основание, пять

Куполов и внушительные размеры.

Линии Успенского собора чудесно вписывались в северное небо Москвы. Успенский собор играл первостепенную роль

В архитектурном ансамбле Соборной площади всего Кремля. Он был хорошо виден с Москвы-реки.

В течении многих столетий в Кремле совершались важнейшие для церкви и государства церемонии.

В Успенском соборе, в торжественное обстановке, венчались на царство цари. Русские воины, уходя в бой,

Клялись в Успенском соборе свято защищать свою Родину.

Внутренняя архитектура собора поражает своей красотою.

Внимание входящего привлекают четыре столба, уходящие из полумрака вверх, в серебряный свет центрального

Купола. Все покрыто стенописью, впервые выполненной русскими художниками в 1481 году, а затем дополнявшейся и

Пополнявшейся. В старину она была более яркая и нарядная, чем теперь.

Таков этот древний памятник неуклонного роста русской державы, воспетой в пластических образах

Каменщиками-псковичами, новгородскими кровельщиками, московскими живописцами и, конечно сочинение с же,

Архитектором-болонцем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)



Успенский собор