Зависть – один из самых распространенных человеческих пороков. Наверное, он является неотъемлемой частью человеческой натуры. Мне кажется, что большинство людей хотя бы раз в жизни испытывали это чувство.
И только очень самодостаточный человек может жить, не сравнивая себя с другими, свои успехи – с чужими, свои достоинства – с достоинствами других людей. Говорят, что есть зависть “черная” и “белая”. “Черная” связана со злобой, желанием навредить тому, кому завидуешь, желанием ему несчастья и неудачи. “Белая” же зависть позитивная, часто она подталкивает человека к самосовершенствованию, дальнейшему развитию. В русской классической литературе, объектом которой является человеческая душа, можно найти много примеров не зависти, а умения не завидовать. Это качество всегда ценилось писателями как показатель истинно нравственной натуры. Так, для примера обратимся к роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.
Этот классик известен своей философско-нравственной концепцией, основанной на христианской морали. Исходя из этой концепции, писатель рисует
героев, изображает их жизнь, оценивает ее. Мне кажется, что многие из лучших героев “Войны и мира”, особенно женщины, обладают умением не завидовать. Вот, к примеру, княжна Марья. Эта женщина обладает настолько богатой внутренней жизнью, настолько наполнена верой в Бога, что не может позволить себе завидовать.
Просто потому, что считает зависть большим грехом, недостойным истинной христианки и человека. А если подумать, то поводов для зависти у этой героини было достаточно. Она жила с отцом в семейном имении, полностью подчиняясь этому властному и даже деспотичному человеку. Княжне Марье давно пора было бы завести свою семью, но она старательно занимается с отцом непонятной ей геометрией, считая это дочерним долгом.
Князь Николай очень привязан к дочери, ведь, по сути, это единственный человек, оставшийся с ним рядом. Марью Болконский-старший считает своей собственностью, обязанной быть всегда рядом с ним. Поэтому он так неохотно принимает ее женихов, так грубо обращается с дочерью, видя ее попытки выглядеть красивой.
Князь Николай просто боится потерять горячо любимую дочь, боится остаться один. Подруги Марьи или давно вышли замуж, или заводят один роман за другим, рассказывая ей в письмах о своих поклонниках (Жюли Карагина). Но Марья, сравнивая себя с ними, не ропщет.
Где-то она даже приготовилась всю жизнь выполнять роль усердной дочери и доброй тетушки, старой девы. Но судьба преподносит героине подарок. За ее нравственность и чистоту княжна “получает” хорошего мужа, свою семью. Героиня выходит замуж за Николая Ростова, у нее появляются дети.
Кроме того, она становится родственницей Ростовых, и в их лице получает друзей, любящих родственников. Умением не завидовать обладает и еще одна героиня “Войны и мира” – Соня. Почти всю жизнь эта девушка находилась в семье Ростовых, была ближайшей подругой Наташи.
Мы знаем, что Соня была безумно влюблена в Николая Ростова и мечтала выйти за него замуж. Но судьба распорядилась по-другому: Соня и Николай остались лишь друзьями. Героиня так и не вышла больше замуж, всю свою жизнь посвятив семье Ростовых, Наташе и ее семье.
У Сони были, конечно, поводы завидовать и Наташе, которая, в конце концов, обрела свое счастье, и той же княжне Марье, вышедшей замуж за Николая, даже Вере Ростовой. Но нигде писатель ни единым словом не упоминает о зависти Сони. У этой героине много недостатков, но зависть не входит в их число. Не свойственна зависть, на мой взгляд, и многим героям Чехова.
Так, главные персонажи его пьесы “Три сестры” – сестры Прозоровы – обладают, может быть, многими недостатками. Они неспособны изменить свою жизнь к лучшему. Ольга, Ирина и Маша стремятся в Москву. Этот город, город их воспоминаний и иллюзий, героини считают своим спасением. Ведь там, где они живут сейчас, они несчастливы.
Ольга работает учителем в гимназии. Она хороший преподаватель, ее ценят и учителя, и ученики. Но, кроме этого, у героини в жизни ничего нет.
Постепенно она превращается в старую деву. Маша несчастлива в браке, разочарована в своем муже. Она влюбляется в более достойного человека – Вершинина, но у их любви нет будущего, нет перспектив. Ирина грезит о счастливом будущем не только для себя, но и для всех людей, но ничего пока не делает для этого. Кроме того, героини несчастливы и от того, что несчастлив их брат.
Этот талантливый человек не может реализовать свои способности в их городке, он мечтает преподавать в московском университете. Несчастлив Андрей Прозоров и в браке. Его жена – мещанка в худшем смысле этого слова, которая неспособна понять своего мужа, разделить с ним его интересы. Но, несмотря на все это, мне кажется, героини никому и ничему не завидуют, по большому счету. Это объясняется и интеллигентностью их натуры, воспитанием, которое просто не позволяет зависти завладеть героинями.
Это объясняется и чистотой, цельностью их натуры, большим потенциалом, который девушки, увы, никогда не реализуют. Но это объясняется и пустотой той жизни, что окружает сестер Прозоровых. Им просто нечему и некому завидовать там, где они живут. Таким образом, судя по произведениям русских классиков, зависть не входит в число основных пороков русского человека.
Чем это объяснить? Загадочной русской душой? Религиозностью русского человека? Его высокой нравственностью?
Вариантов может быть очень много. Так же как и споров вокруг этой “вечной” темы.