Современный учитель это человек, имеющий нравственный стержень, человек, не боящийся ошибаться, умеющий признавать и исправлять свои ошибки. Его главное качество – открытость.
Школа – это не место, где предоставляют образовательные услуги. Школа – это храм знаний, где влияют на умы и души. Учитель помогает войти в этот храм и дает возможность прикоснуться к фундаментальным камням науки и ощутить восторг от маленького собственного открытия.
“Скажи мне, какие книжки ты читал в детстве, и я скажу, кем ты станешь, когда вырастешь!”- гласит одна из педагогических мудростей. В 14 лет мне в руки попалась “Педагогическая поэма” А. С. Макаренко, которую я прочитала залпом. Выбор был сделан: “Буду учителем!”
Как много надо знать, чтобы окрылить неуверенных, угомонить непоседливых, утолить жажду познания любознательных! Смогу ли? В институте нам часто говорили: “Только личность может воспитать личность!”
Как начинался мой поход в Учительство?
Во втором классе на общешкольной линейке мне вручали мой первый Похвальный лист. Любимая учительница
Людмила Александровна предложила после получения награды громко сказать: ” Я обещаю и впредь так учиться!” Слово “впредь” было мне непонятно и резало ухо, и я промолчала. “Людочка, почему же ты ничего не сказала?”- спросила учительница. На что я ответила, что никогда не говорю того, чего недопонимаю.
Возможно с подобных поступков, начинается становление личности человека. На Похвальном листе были напечатаны слова: “Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше!” Эти слова врезались мне в память, и поныне я ими руководствуюсь.
Общеизвестно, что в основе любой науки лежит человеческая способность удивляться. Если нет интереса, и жажда знаний не обуревает ученика, то часто на уроках негуманитарного цикла “ум ржавеет от неупотребления, а не от перегрузок”, а физика и математика становятся скучнейшими из предметов.
“Любите ли вы физику и математику, как люблю ее я?”, – “Если нет, то на сегодняшнем уроке я попытаюсь вам помочь изменить свое отношение к этим предметам!”,- так начался урок в 9 классе “Что такое красивая задача?”
” Что общего у радужной окраски мыльного пузыря, солнечного дня, крика петуха и цунами?”… Оцепенение снимает ученица, способная критично мыслить и систематизировать информацию. За что и получает Настольный орден умника.
Тон задан. Желание искать ответы на нестандартные вопросы пробуждается у большинства. Пройти за 45 минут урока весь путь познания и впитать в себя опыт, накопленный человечеством – вот радость, которую можно предложить испытать юному человеку.
Если бы я писала Манифест педагога, то, наверное, включила бы в него такие строки:
Учитель, береги своих учеников, старайся облегчить их учебный труд;
Учитель, научи ученика быть счастливым, здесь и сейчас, на своем уроке. Ведь счастье – это не застывшее мгновение. Это процесс преодоления своих несовершенств, который завершается успехом.
Учитель, научи ученика так, чтобы было потом, у кого учиться!
Выработка личностного отношения к знаниям один из путей формирования неформальных знаний. Именно люди с такими знаниями, смогут выжить в условиях техногенных катастроф, найти пути решения глобальных проблем человечества.
Современное общество находится на стадии формирования нравственного идеала. Благодатный материал для этого дает использование историзма на уроках и внеурочное время.
В юности почти каждый человек стремится подражать кому-то, желая стать личностью. Что же такое личность?- На эти вопросы мы пытались ответить на интегрированном уроке “Наука и нравственность”. Внимательно слушали все послание апостола Павла коринфянам:
” Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий.
Если я имею дар пророчества и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру так, что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею – нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается. Не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, сего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…”.
Разработка этого урока сильно повлияла не только на учен
Иков, но и на меня. Были и физические опыты, и доклады, и музыка, и море эмоций. У девочки Наташи наладились отношения с мамой, когда она готовила выступление об ученом П. Л Капице и читала его письма к маме.
В книге “П. Л Капица” (из серии Люди науки) физик Н. Н. Семенов вспоминает о наставлении А. Ф. Иоффе : “В общении с учеником будь прост, демократичен, принципиален. Радуйся и поддерживай его, если он прав, сумей убедить научными аргументами, если не прав…Заинтересуй ученика, дай возможность максимально проявить инициативу”.
Этой позиции я придерживаюсь в отношениях с учениками. Слова Иоффе укрепили мою уверенность в том, что личность может воспитать только открытая личность, желающая делиться своими идеями, не боящаяся ошибаться, признавать свои ошибки и исправлять их.
Ведь без ошибок жизнь – не жизнь, а скука!
Костер души свечным огарком станет вдруг.
Мир потускнеет, а душа остынет. Ну-ка,
Совсем не нужным станет близкий друг?
Успешный человек в обществе и семье – это идеал учителя, которому захочет подражать современная молодежь!