Учебная литература для детей становление и развитие

Сюжет – напряженно-динамичный, много интересных событий, приключений, много всего таинственного. Чем меньше возраст читателя, тем меньше его интерес к описанию природы, психологии героя. Герой – двигатель сюжета. Главный герой – сверстник читателя, этот герой рисует этот мир таким, каким ребенок его представляет.

Герой-сверстник заслуживает со стороны ребенка большего сопереживания. Язык – грамматически правильный, без архаизмов, провинциализмов, простые предложения. Сентиментальный стиль исключается. Образец – народная русская сказка, которая разговаривает с читателем на равных.

Недопустим варварский стиль.

Одна из особенностей д. л.- ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, “высокой” литературой. Другая особенность – специфика диалога, писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия. Д. л. консервативна, дисциплина творческого процесса обусловливает канонический способ художественного мышления.

Основные функции детской литературы

как искусства слова:

– воспитательная;

– образовательная;

– воспитание эстетического вкуса;

– риторическая, ребенок начинает творить, становится соавтором.

В киевском периоде не выявлен ни один “детский ” текст. Вероятнее всего круг чтения взрослых и детей был общим, в основном это были переводы византийских произведений. Но знакомство с некоторыми книгами происходило именно в детские и отроческие годы.

В первую очередь человек изучил Азбуку, т. е славянский кириллический алфавит. И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, притч из Ветхого завета), входящая в состав священного писания. Долгие века она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой.

Отдельные псалмы и фрагменты заучивали наизусть.

Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги – Библии, были этапными ступенями к постижению универсальной концепции космоса и человечества. Развивалась традиция устной риторической словесности. Один из древнейших русских памятников – “Поучение” Владимира Мономаха (1117).

Князь Вл. Всеволодович обращался с поучением к своим сыновьям и своим духовным “детям”, давая им христианские, военные и житейские наставления и рассказывая о своей жизни. В частности он призывал постоянно всему учиться и приводил в пример своего отца.

Со временем “Поучение” стало восприниматься как обращение к молодежи, к детям и вошло в круг детского и подросткового чтения.

Представления об устройстве Вселенной грамотные дети могли получить из “Христианской топографии” Козьмы ИндикоплОва – переведенного византийского “научного” сочинения. Козьма считал, что Земля плоская и окружена океаном, солнце по ночам заходит на севере за большую гору. Его познания в области животного мира не отличались достоверностью, зато давали волю воображению художников. В 1574 году во Львове печатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую “Азбуку”. В 1578 году он напечатал новую “Азбуку”, которая имела традиционное для рукописных вариантов построение.

Книга небольшого формата делилась на 3 части: в первой помещались и начальные упражнения для чтения, во второй – сведения по грамматике, а третья служила хрестоматией.

Первая рукопись, которую можно рассматривать как предназначенную детям, представляла собой нечто вроде учебного пособия по грамматике – статья “О осми частех слова”. Она была поделена на отдельные фрагменты, которые сопровождались вопросами, – так получилась беседа между учеником и учителем. Подобную статью в к. XV века сочинил Федор Курицын – “Написание языком словенским о ее грамоте и строении”.

В к. XV века появляется яркая фигура Дмитрия Герасимова, переводчика и дипломата. Еще в ранней молодости он перевел и переложил для детей учебник латинской грамматики “Донатус” (1491). Одно из самых распространенных произведений эпохи позднего Средневековья – “Сказание о седми свободных мудростях”, написанное неизвестным автором.

Семь наук (“мудростей”, “хитростей”) персонифицированы, выступают как живые герои, рассуждают о своих достоинствах и пользе.

Среди дошедших до нас первопечатных книг 2/2 XVI века известно 12 детских. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками и грамматиками. Книги для обучения чтению и письму предназначались младшему возрасту. Они были 2-х типов: азбуки-книги для чтения (на первом этапе обучения) и азбуки-прописи (на втором этапе).

Всего в XVII веке было напечатано более 300 тысяч азбук и букварей (первый букварь вышел в Москве в 1657 году).

Интересовавшиеся вопросами мироздания дети и взрослые читали переводные космографии с описанием стран и народов. Курс естествознания можно было получить, читая переводные шестодневы – произведения, комментирующие ветхозаветный рассказ о сотворении мира за 6 дней. Данные современной науки – о шарообразной форме Земли, движении звезд и планет, об атмосферных явлениях, о строении колосьев, виноградной лозы и т. д. – приводятся как величия Творца мира.

Учебная и познавательная литература для детей XIX века сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Энциклопедическая направленность дет. книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали всеохватный характер. В 1818 году вышла книга “Драгоценный подарок детям, или Полная новая энциклопедическая азбука”.

Она была составлена из маленьких по объему популярных статей об истории, естествознании, искусстве.

Несколькими годами раньше в 1814 году появилась иллюстрированная азбука И. Теребенева – “Подарок детям в память 1812-ого года”. Она предназначалась самым маленьким и была широко распространена в России. В 1815 году начал выходить “Детский музеум”, в котором энцикл. сведения давались и на русском, и на 2-х иностранных языках. В 1820 – “Школа искусств, художеств и рукоделий”, материал в ней располагался по принципу усложнения.

К 1808 году относится начало выпуска десятитомного издания “Плутарх для юношества” (“Плутархами” тогда называли книги, в которых содержатся биографии выдающихся людей разных времен и народов).

Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846), писатель, историк. В 30-х гг. создал “Русскую историю для первоначального чтения” – научно-популярный труд, в котором автор во многих случаях высказывал свое несогласие со взглядами Карамзина. Обрисована грандиозная роль Петра I. В ярком цвете предстали патриарх Никон, Кузьма Минин, кн. Пожарский.

В 1847 году историк Сергей Михайлович Соловьев (1820 – 1879) опубликовал свой труд, предназначенный детям, – “Русская летопись для первоначального чтения” (пересказанная простым языком ПВЛ).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Учебная литература для детей становление и развитие