Крупным мастером социально-психологического романа, талантливым художником слова считают Ж. Сименона. Прогрессивная зарубежная печать справедливо называет его “адвокатом человеческих судеб”: его романы и повести проникнуты уважением, сочувствием и симпатией к простым людям. Жорж Сименон родился 13 февраля 1903 года, в бельгийском городе Льеже, в старом доме на улице Леопольд.
Отец писателя – Дезире Сименон был мелким служащим страховой компании, мать – Анриетт Брюлль – до замужества работала продавщицей в универсальном магазине. Детские годы Сименона омрачены размолвками, возникающими то и дело в семье. Отец доволен всем, мать – ничем. В этом источник бесчисленных ссор. Начальное образование Жорж получил в приходской школе.
Закончив ее, он поступает в колледж Сен-Сервэ. Но жизнь в семье с каждым днем становится все тяжелее. Прихварывает отец.
И тогда пятнадцатилетний Сименон принимает важное решение: он оставляет колледж за год до окончания и начинает работать, чтобы помочь родным добиться материальной независимости. Сначала он поступает учеником
к кондитеру, но вскоре с радостью переходит продавцом в книжную лавку. Через месяц хозяин увольняет его, так как он не может стерпеть, что какой-то юнец знает французскую литературу лучше, чем он.
Расстроенный Сименон снова ищет заработок и находит его в местной газете. Главный редактор Демарто ставит Жоржа в отдел происшествий. Так совершилось в корне изменившее всю жизнь Сименона посвящение вчерашнего школьника в журналисты. 14 ноября 1919 года появляется первый юмористический рассказ Сименона “Идея гения”, за ним следуют “Муж, убивший свою жену”, “На Арнском мосту” и др.
Первые произведения еще очень слабые и незрелые. В 1921 году на Сименона обрушивается тяжелое горе: умирает отец. Кончина отца побуждает юношу к быстрым действиям, он досрочно в течение 18 месяцев отбывает воинскую повинность, покидает Льеж. В 1922 году Сименон переезжает с молодой женой, художницей, в Париж, где регулярно публикует (под псевдонимами) в различных периодических изданиях множество (около 200) авантюрно-приключенческих рассказов и даже небольших романов, которые не приносят ему литературной известности, но позволяют безбедно жить.
На литературные гонорары молодой писатель покупает большой катер, поселяется на нем вместе с женой и плавает по Франции, не прекращая писать рассказы и очерки. В 1929 году в романе “Петере-Латыш” впервые появился комиссар Мегрэ. Успех этого персонажа побуждает автора предложить издателю Файяру серию книг, объединенных новым героем. 1931-1933 годах выходят девятнадцать романов о Мегрэ.
Эти книги сразу же приобрели мировую известность. Их переводят на иностранные языки, неоднократно переиздают в разных странах. Став знаменитым, Сименон в 30-е годы помимо большого количества романов публикует репортажи, очерки, навеянные его многочисленными путешествиями по всему миру. С 1934 по 1939 год Сименон не выпускает книг о Мегрэ.
Он начинает писать серьезные прозаические произведения, которые называются “трудными” романами. Речь идет об особого типа социально-психологическом романе, в котором показано внутреннее состояние человека, оказавшегося в безвыходном положении и резко враждебной среде. Эти книги имели не меньший успех, чем его детективы. И в 1937 году Ж. Сименону вручили Нобелевскую премию.
Вскоре он по настойчивой просьбе читателей возвращает комиссара Мегрэ (1939 год). И с тех пор одновременно пишет и “трудные” романы, и книги о Мегрэ. Вторая мировая война застала Сименона во Франции. Летом 1939 года он поселился с женой и родившимся в апреле первенцем Марком в небольшом селении неподалеку от Ля-Рошеля.
По возрасту Сименон не подлежал призыву в армию, но при этом он помогает французским партизанам и бельгийским беженцам. В ту мрачную пору творчество Сименона было формой протеста против фашизма. После войны Сименон уезжает в США, где находится до 1955 года, переменив несколько мест жительства в различных штатах.
За эти годы он разводится с женой, женится вторично, становится отцом еще троих детей. В 1955 году писатель возвращается в Европу и до конца дней поселяется в Швейцарии. Жорж Сименон выпускал, как и в ЗО-е, не менее 5-6 романов в год. Такая высокая производительность была связана с его манерой работать.
Когда он писал новую книгу, он на это время полностью отключался от всего остального, пока не завершал работу над романом. Отдохнув один-два месяца, он снова запирался и работал. Так и жил, пока в феврале 1973 года, в день своего семидесятилетия, не объявил миру, что прекращает писать, ибо это требовало огромного напряжения, а сил у него уже не хватало. Однако он не прекратил работать, лишь сменил “рабочий инструмент”. Начиная с 17 сентября 1973 года по декабрь 1979 года он почти ежедневно по нескольку часов подряд диктовал на магнитофонную ленту свои воспоминания, эти записи и легли в основу цикла “Я диктую” (21 том).
Сименон скончался в 1989 году и оставил обширное наследство. Общий тираж его книг составляет более чем полмиллиарда экземпляров, вышедших почти на 60 языках мира. В первых романах о Мегрэ только в последнем фамилия комиссара отсутствует в названии. Это не случайно, Мегрэ в этих романах выполняет функцию поводыря. Раскрывая преступления, он остается лишь свидетелем драмы, участники ее – другие люди.
Но удельный вес Мегрэ в романах растет, поэтому Сименон все более подробно представляет его читателям. В разные годы он расскажет о главных эпизодах личной жизни и служебной карьеры Мегрэ (в “Деле Сен-Флакр” – о его детстве и юности, в “Записках Мегрэ” – о встрече с будущей мадам Мегрэ и женитьбе на ней, о поступлении в полицию и этапах его работы на набережной Орфер. Начиная со сборника 1938 года “Мегрэ возвращается”, которым откроется второй период цикла, фамилия комиссара вписана в заголовки, занимает в них главное место. , В романах 60-х годов Мегрэ – умудренный опытом человек, в характере которого преобладают черты, свойственные психологу и врачу. Однако, многое меняя в образе Мегрэ на протяжении более 40 лет, Сименон вместе с тем уже с пер вых романов неизменно доказывал, что его комиссар – нетипичный полицейский, хотя и состоит на государственной службе. Так в “Петерс-Латыш” он не прячет оружие и предоставляет возможность Гансу покончить с собой, видя в этом для него лучший выход, чем томительный судебный процесс, который скорее всего закончился бы вынесением ему смертного приговора.
Сименон говорил: “Прошло более 40 лет, как в мою жизнь вошел комиссар Мегрэ. Оба мы за это время порядком изменились, но неизменным остается мое к нему уважение, и в романах, где действует Мегрэ, я ставлю порой более сложные проблемы, чем в своих социально-психологических романах. Опыт и мудрость Мегрэ помогают мне разрешать их и делать доступными для читателей разных стран и разного культурного уровня”.