Для нас, стало доброй традицией соотносить ценности современной жизни с ценностями прошлых поколений. По моему мнению, неизменяемыми остаются ценности, провозглашенные еще князем Ярославом Мудрым: “Мир и труд – это благо основное”. Разве не метко сказано? Мирная работа в пользу человека, общества в мирное время – это мечта многих поколений. Но не всегда она была действительностью, так как часто приходилось мирную работу изменять ратным трудом.
Тем весомее есть стремление человека трудиться. В мире существует много профессий, ученые насчитывают их около трех тысяч. Выбрать себе ту, в которой ты будешь испытывать потребность и удовлетворение, нелегко.
Великий философ Г. С. Сковорода говорил: “Счастливый человек, который в родном деле работает”. “Родная работа” – это та, что отвечает естественным способностям, наклонам, вкусам человека.
На заре цивилизации человек должен был работать, чтобы выжить. И его работа носила примитивный характер – он добывал себе пищу, строил жилье, сохранял огонь. Цивилизация сделала труд человека разнообразнее,
одухотворила его.
Теперь, чтобы выжить, человеку совсем не нужно самому охотиться и строить свое жилье. Они должны выбирать себе деятельность по способностям и желанием, и может заниматься только ею. И это дает ему возможность достичь таких высот в своей работе, такого мастерства, что он не только обеспечит свою жизнь, но и принесет пользу другим. Итак, важным есть то, сумеет ли молодой человек понять, ощутить, открыть в себе наклонности и вкусы.
Сейчас это становится возможным благодаря многочисленным тестированиям, контролям и т. п. Еще недавно подавляющее большинство людей было убеждено в том, что профессию следует иметь одну на всю жизнь. Но сегодня на примере высокоразвитых стран мы видим, что с требованиями современного производства, новой технологии, рыночных условий, лучше устраиваются те люди, которые не боятся изменять работу в зависимости от нужд общества.
Особое удовлетворение охватывает человека, когда он видит плоды своей работы, к которой прибавил много усилий, умения, творческого вдохновения. Вспомним Макаренко. То, как он учительствовал, был дипломатом и художником, как ставил фильмы и писал художественные произведения, как сажал сады и неутомимо учил молодых художников, как вместе с народом оборонял страну, свидетельствует о том, что он был именно творческим человеком высоких духовных масштабов. Он личным примером учил подвигу и через тернии тягчайших усилий и поисков умел приходить к радости волнительных открытий, радости победы. Нельзя не согласиться с утверждением о том, что “нет ничего прекраснее в мире, как человек работы!
Пусть то будет косарь на ниве… или кузнец вокруг горящего горна, а или садовник вокруг посаженного им деревца, или бессонный композитор, который где-то на рассвете создает песню свою, или поэт, который дарит нам огонь в одежде слова. Нет ничего прекраснее, как Человек в мысли, в действии, в творчестве…”
Нам есть у кого учиться работать. Довольно только мысленно обратиться к тем благородным людям в белых халатах, которые вырывают из смерти для человечества “миллионы солнечных дней”, к нашим учителям, которые зажигают огонек познания в наших глазах ежедневно, они, как те чародеи, открывают для нас все новые и новые миры глубоких и основательных знаний; к тем людям, у кого руки пахнут хлебом. Мы учим в народе:
– …Нет мудрее, чем народ учителей;
– У него каждое слово – это жемчужина,
– Это – работа, это – вдохновение, это – человек…
Так метко заметил великий поэт, который оставил по себе огромный задел – свое творческое наследство. Человек смертный, но творение рук, ума его, остаются. Именно за тем, что оставляет человек в процессе своей работы, определяется ее значимость и сущность.