Тот (Тот, кто получает пощечины Андреев)

Тот

Характеристика литературного героя

Тот – характеристика литературного героя (персонажа) Тот TOT – герой “представления в четырех действиях” Л. Н. Андреева “Тот, кто получает пощечины” (1916), клоун в цирке Брике. “Я буду у вас тем, кто получает пощечины. Это вполне соответствует свойствам моего таланта. Я буду называться Тот”, – восторженно заявляет странный господин с безобразным, но живым и смелым лицом, возникший, словно призрак, в один из вечеров на арене цирка.

Он немолод, хотя говорит и двигается, “точно пьяный”, безупречные манеры выдают в нем “человека из приличного общества”. Своим появлением Т., сразу снискавший любовь галерки и вызвавший глухое раздражение партера, вносит в замкнутую цирковую среду ощущение тревоги. “На мне маска, и я играю. Я могу говорить все…” – маска клоуна становится для этого загадочного человека единственной возможностью отмщения и борьбы. Скрываясь под ней, Т. произносит “кощунственные” речи, точно возвращает полученные им пощечины настоящему адресату – сытой и равнодушной обывательской

публике. Трагедия Т.- это социально обусловленная трагедия исключительной личности.

Т.- бунтарь, он для Андреева выразитель близкой писателю в десятые годы идеи “утверждения жизни через трагедию”. “В этой пьесе есть спор между язычеством Эллады и христианством, отравившем любовь, в этой пьесе-сказке повествуется о прекрасных богах, мучимых земным засильем, заблудившихся в лабиринтах мелких человечков и их тяжелых страстей”, – замечал автор. “Переодетый, старый бог” Т. видит в юной наезднице Консуэлле ожившую богиню, воплощение античного идеала красоты, который он так долго искал и так страстно проповедовал в прошлом. “Я люблю тебя, Консуэлла!” – как заклинание повторяет он и тут же, получив пощечину, напомнившую о его амплуа, переходит от страстных монологов к шутовскому кривлянию. Наконец, мучительная игра заканчивается: поднося Консуэлле бокал с отравленным вином, он молит: “Пробудись, богиня”. Последний протест Т.- самоубийство.

Это его победа над бездуховностью, “святое” безумие и самозабвение. В образе Т. современники улавливали черты личной писательской судьбы Леонида Андреева, ощущавшего дегуманизацию современного общества, где оскверняются любовь и талант. Роль Т. исполняли И. Н. Певцов (Московский драматический театр, 1915), Р. Б. Аполлонами (Александрийский театр, 1915).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Тот (Тот, кто получает пощечины Андреев)