Мы всегда в ответе за тех, кого приручили. А. Экзюпери. Почти все большие писатели обращались к этой теме.
Прежде всего они старались через “братьев меньших” показать человека. Но были, есть и будут писатели, специализирующиеся только на этой теме. Мы уже не можем представить детства без Маугли Киплинга, без его “Книги джунглей”. “Путешествие Нильса с дикими гусями”, созданное учительницей географии, очеловечило для нас птиц. Книга Даррелла – энциклопедия не только зоологии, но и любви, дружбы. Без “Белого клыка”, “Джерри-островитянина” и “Майкла, брата Джерри”, без “Зова предков” творчество Д. Лондона стало бы намного ущербнее.
Тургенева трудно представить без маленького произведения “Му-му”, Льва Толстого – без “Холстомера”, А. Куприна – без “Белого пуделя”, “Девочки и слона” и “Ю-ю”… Впрочем, и Есенин без ряда стихов о животных не был бы столь проникновенен, как не полностью выразил бы себя Высоцкий без знаменитых “Волков”. А то, что во многих случаях животное служит всего лишь аллегорией, как
в баснях Крылова, не суть важно.
Важно то, что именно за счет многочисленной литературы о животных мы приписываем им человеческие черты. Если уж труслив, то как заяц, а если хитер, то как лисица. Мартышка любит подражать, а моська самоутверждается за счет слонов.
В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся. …Думает грустную думу О белоногом сынке. Не дали матери сына, Первая радость – не впрок. И на колу, под осиной Шкуру трепал ветерок.
Так пишет Сергей Есенин о простой корове. А вот другой поэт, Василий Федоров, иронично обращается к своей собаке: …В Москву не рвись, живи, брат, тут, Главенствуй в деревенской драке, Мой милый Джек, в Москве живут Псевдоученые собаки. А у иных – забитый вид: Там даже маленькая моська, Прислуживаясь, норовит
Нести с хозяином авоськи. Там руки лижут не любя, Там и любя тебя замучат… Ясно, что Джек потребовался поэту, чтобы выразить свое отношение к столичному снобизму. И когда волк хрипит: “Рвусь из сил, из всех сухожилий” – это хрипит Владимир Высоцкий, всенародный бард, надорванный противоречиями, нищетой и водкой.
Современный модный писатель Пелевин “оживил” насекомых, и от этого его жизнеописание приобрело особые гротесковые черты. А незаслуженно забытый писатель И. Меттер через служебную овчарку по кличке Мухтар показал будни милиции. Эта книга получила вторую жизнь в кинофильме “Ко мне, Мухтар”, где Ю. Никулин сыграл одну из лучших своих ролей.
Даже выдуманные животные оставили заметный след в искусстве и человеческом мировоззрении. Так и кажется, что они реальны: птица Рух и птица Феникс, трехголовый страж ада Цербер, Кинг-Конг, Годзилла. В представлении древних сама Земля покоилась на трех слонах.
Вернемся в детство. Разве могло бы оно быть полным без сказок? Нет, как и не могло бы истинно народное творчество сказки существовать без говорящих и действующих животных.
Знаменитый ученый, нобелевский лауреат К. Лоренц в своей книге “Кольцо Соломона” приводит притчу об этом царе, который понимал язык животных. Именно это, по мнению Лоренца, помогало Соломону успешно царствовать и лучше понимать людей. Мы все живем в одном большом и не слишком пока устроенном доме. Этот дом – наша планета Земля.
И все живущие здесь должны иметь равные права: и мы, и наши меньшие братья.