Активным участником в борьбе с фашизмом стала и детская литература. Она раскрывала перед читателями душу советского народа, воспевала его свободолюбие, мужество и героизм.
События грозных военных лет получили отражение в творчестве многих писателей. Так, о войне повествуется в произведениях литовских писателей Д. Зигмонте (“Дети и деревья тянутся к солнцу”, 1959), В. Бранка (“Военная фуражка”, 1958), И. Мераса (“Желтый лоскут”, 1963).
Потрясающие картины оккупации, ужасов концлагерей запечатлены на страницах дневника девочки из Вильнюса Марии Ромникайте (“Я хочу рассказать”, 1965).
Жизни и подвигу героя Отечественной войны Унана Аветисяна посвятил свою поэму “Дорога через сердце” армянский писатель Ваагнн Давтян, а герой поэмы Рубена Гарибяна “Смелый – крылатый” – герой-летчик Сергей Бурназян.
Замечательным произведением о Великой Отечественной войне является и написанная для детей сказка белорусского поэта Аркадия Кулешова “Цимбалы”. Поэт обращается в ней к теме освободительной борьбы советского народа. Он рассказывает, как
мальчик Василек и его сестра, осиротевшие во время войны, стали обладателями волшебных цимбал, голос которых поднимал людей на борьбу за счастье родной земли:
– Внуку эти цимбалы
– Заботливо передал дед.
– С ними внук, как и надо,
– В ладу и согласии жил.
– Говорят, на декаду
– В Москву
– Те цимбалы возил.
– (Пер. М. Исаковского)
Волшебные цимбалы служили и будут служить народу Они олицетворяют собой мощь народа, его веру в торжество справедливости. Наиболее яркое отражение тема Отечественной войны получила в творчестве замечательного татарского писателя Мусы Джалиля, которому за исключительную стойкость и мужество, проявленные в борьбе с гитлеровскими захватчиками, было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. А в 1957 году за цикл стихотворений “Моабитская тетрадь” он первым среди российских поэтов был удостоен Ленинской премии.
Высокая подкупающая человечность поэзии Мусы Джалиля особенно полно и ярко проявилась в стихах, посвященных детям. Дети – это будущее нашей страны, с ними поэт связывает свои лучшие надежды и чаяния:
– Мы покинем мир…
– Но наши дети
– Сберегут сердец замолкших жар,
– Пронесут сквозь даль десятилетий
– Стяг победы – отцов и дедов дар.
– (“Когда она росла”, пер. Р. Морана.)
В декабре 1943 года, находясь в застенках Моабитской тюрьмы, поэт пишет замечательное стихотворение “Сон ребенка”:
– Как цветок на пуху,
– Будто розовый цвет,
– Он в кроватке лежит.
– Нежный бархатный рот.
– Глаз нельзя отвести
– Сон на яблоках щек,
– Очень сладко он спит.
– На фиалках ресниц,
– Повернется во сне,
– Сон на влажных кудрях –
– Полной грудью вздохнет.
– Спи, родной, не проснись!
– (Пер. И. Френкеля.)
Война и дети, война и природа, война и красота – эти мотивы характерны для многих стихов Джалиля. Белые как снег лепестки ромашки, омытые кровью раненого бойца, окрасились в красный цвет. “Красная ромашка” стала символом поэзии Джалиля, символом мужества и борьбы. Не случайно кинематографисты ГДР назвали свой фильм о нем “Красная ромашка”.
В балладе “Соловей и родник” вся природа поднимается на борьбу с лютым врагом: чистая вода родника мутнеет от гнева, а соловей отдает свою жизнь, чтобы спасти советского солдата. Рассказывая о зверствах фашистов, о гибели детей, Муса Джалиль с огромной болью восклицает: Земля моя, скажи мне, что с тобой? Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас, Но испытала ль ты хотя бы раз Такой позор и варварство такое?
– Страна моя, враги тебе грозят,
– Но выше подними великой правды знамя,
– Омой его земли кровавыми слезами,
– И пусть его лучи пронзят,
– Пусть уничтожат беспощадно
– Тех варваров, тех дикарей,
– Что кровь детей глотают жадно,
– Кровь наших матерей…
– (“Варварство”, пер. С. Липкина.)