План:
1. Идейная борьба славянофилов и западников.
2. Роль Герцена в развитии русской общественной мысли и в литературе второй половины 19 в.
3. “Натуральная” (“гоголевская”) школа в русской литературе.
Литература:
1. Бабаев Э. Г. Художественный мир Герцена. – М., 1981.
2. Прокофьев В. Н. Герцен. ЖЗЛ. – М., 1987.
3. Гинзбург Л. Я. “Былое и думы” Герцена. – М., 1957.
4. Кулешов В. И. Натуральная школа в русской литературе ХІХ века. – М., 1965.
5. Манн Ю. Утверждение критического реализма. Натуральная школа Развитие реализма в русской литературе. – Т.1. – М., 1972.
1. Вторая половина 19 века в русской литературе – преобладание прозы и это отчетливо видно, если перечислить имена выдающихся художников этого периода: Александр Николаевич Островский, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров, Николай Семенович Лесков, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Федор Михайлович Достоевский, Лев Николаевич Толстой, Владимир Галактионович Короленко… Удельный вес поэзии невелик, но поэзия не умерла, благодаря Н. А. Некрасову, А. А. Фету, Ф. И. Тютчеву,
Я. П. Полонскому, К. С. Аксакову и др., которые внесли весомую оригинальную лепту в ее дальнейшее развитие.
Вторая половина 19 века – эпоха общественной борьбы, идеологических споров, новых взглядов на пути развития российского общества, на культуру, литературу. Виссарион Григорьевич Белинский, Александр Иванович Герцен, Николай Александрович Добролюбов, Дмитрий Иванович Писарев, Николай Гаврилович Чернышевский поражали своих современников революционным взглядом на проблемы общества. Достаточно сказать, что их имена не принято было называть в печати.
Идейная борьба и обусловила, думаю, первостепенное развитие прозы.
Суть борьбы можно сформулировать так. Углублялось и обострялось социально-политическое противоречие между объективно необходимым буржуазным развитием страны, кардинальными переменами и стремлением самодержавно-крепостнической реакции задержать этот процесс. Крестьянская реформа, проведенная вовремя, могла решить массу проблем.
Это осознавали даже в Ш отделении, но проблема оставалась…
Две основные идеологические группировки этого периода – славянофилы и западники.
Герцен о них: ” Два лика было у Януса, а сердце одно… ” Они “равно стояли перед неразгаданным сфинксом русской жизни, сфинксом, спящим под солдатской шинелью и под царским надзором”.
Их в одинаковой степени мучил вопрос: что делать? Тягость и нелепость настоящей жизни очевидны. А где выход?
В их ответах сказалась вся трагическая неустроенность судеб современного им мира.
Сторонники крайнего славянофильства (братья И. С. и К. С. Аксаковы, братья И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, И. Ф. Самарин, а. С. Хомяков и др.), точно также, как и сторонники крайнего западничества (Т. Н. Грановский, П. В. Анненков, В. П. Боткин, И. с. Тургенев и др.), начинали с отрицания реформ Петра І.
Так, по мнению славянофильцы Хомякова, Россия чужда Европе и в этом ее спасение. Выхода нет для личности, но есть для народа – в “отречении от петербургского периода”. А по мнению западника Чаадаєва, Россия чужда Европе – и в этом ее несчастье. В истории Россиии он видел только “пробел разумения”, “грозный урок, данный народам, до чего отчуждение и рабство могут довести”. В кружках Чаадаев участия не принимал, т. к. считал, что спасение возможно только для отдельной личности, а не для народа, положение которого ему казалось безнадежным.
Реформы Петра он отрицал, потому что они воспитали “просвещенных рабов” и повергли народ в “смутное нравственное состояние”. Совершенно очевидна религиозная основа взглядов Чаадаев. Символично для этого времени то, что Чаадаева объявили сумасшедшим.
В целом славянофилы отстаивали самобытный путь развития России. Изучая жизнь народа, его фольклор, они видели в нем прежде всего выражение христианского смирения, религиозно-нравственные начала, призванные спасти Россию от тех ужасов, которые несут ей капиталистическое развитие, неизбежные социальные столкновения и революционные перевороты (самодержавие и православие).
Западники выступали за развитие России по западному пути. Выражая идеологию буржуазного либерализма, они не идеализировали монархию, критиковали самодержавную власть и крепостничество, но при этом были противниками революций и выступали за постепенное историческое развитие на основе распространения просвещения, усвоения политической жизни и быта, сложившихся на Западе (западники, пожившие за границей, особенно после буржуазной революции 1848 г., были сильно разочарованы. Среди них и Герцен).
В среде западников уже в это время намечается размежевание на либералов и демократов. Формируется третья идеологическая группировка – революционная демократия, противостоящая как славянофилам (с самого начала), так и западникам (в процессе дальнейшего размежевания).
2. А. И. Герцен (1812-1870) известен нам прежде всего как автор книги “Былое и думы”. Литературная родословная Герцена восходит к Радищеву и декабристам, к Пушкину и Гоголю, Шиллеру и Гейне, Вольтеру и Руссо. Литературу Герцен воспринимал как трибуну.
Историю русской литературы – как историю развития революционных идей в России?
Для современников Герцен был прежде всего мыслителем, революционером (социалист-утопист, первый познакомивший своих современников с учением Сен-Симона), общественый деятель (создал Вольную русскую типографию в Лондоне, альманах “Полярная звезда” и полит. газету “Колокол”). Писал под псевдонимом Искандер (араб. Александр Македонский).
Но если свои философские мысли Герцен выражал настолько витиевато (влияние немецкой философии), что заслужил резкую критику Белинского, то “Былое и думы” у того же Белинского вызвали абсолютный восторг.
“Былое и думы” – воспоминания. Герцен начал их писать после поражения революции 1848 года. Воспоминаниями он преодолевал духовный кризис: он писал воспоминания современного человека, который “прошедши полдороги, начинает догадываться, что он ошибся, и вследствие того перебирает свое прошедшее, близкое и далекое, припоминает былое и сличает его с настоящим” (с.93).
Г.: “Не разум, не логика ведет народы, а вера, любовь и ненависть”. Г. был потрясен жалкими результатами революции 1848 года, отдавшей власть в руки буржуазии, которая поспешила ее “окончить”. “Мещане прошли по трупам освободителей и ввели свой порядок”. В Росси он отвергает петербургскую империю, а в Европе – буржуазную республику. Он остается хранителем собственных идей.
После революции он был готов признать справедливой мрачную мысль Вико о том, что история идет по кругу и порыв к свободе сменяется деспотизмом. (Эта мысль в свое время поразила Радищева.). Современную Европу Г. сравнивает с Римом периода упадка… В книге проходит целая галерея главнейших деятелей эпохи 40-50-х годов.
“Былое и думы” – исповедь, причем исповедь, касающаяся самых заветных, интимных сторон его жизни – его семейной драмы. Но эта драма непосредственно связана с драмой его века. В эпоху, когда потрясены были самые основы семьи, собственности и государства, невозможно было коснуться одной из этих проблем, не затрагивая остальных.
Долго не решался Герцен коснуться самой мучительной части своих воспоминаний. Он написал историю своего детства, юности, историю своих скитаний по России… Рассказ о семейной драме стал центром книги.
Провозвестник “новой морали”, Герцен отрицал “патриархальные представления о семье и браке”. “Еще раз – без равенства нет брака, в самом деле. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, нянька, но не жена в полнм, в благородном смысле этого слова”. Это было убеждение молодой России.
Позднее эти идеи в “ригорической” форме были изложены Чернышевским.
В “Былом и думах” Герцен рассказывает несколько семейных историй “новых людей”. Это тоже драмы (Кетчер, Кельсиевы, Энгельсон). Герцен нашел подтверждение старой истины, что “освобождение от традиционной морали” “никогда не ведет к добру без укрепившейся мысли”.
Он вообще должен был признать, что семья оказалась самой жизнеспособной из всех перунов, низвергнутых критикой. Было время, когда и он говорил, что “ревность, измена, верность” – все эти понятия должны потерять свой смысл. Но ему еще предстояло пережить на собственном опыте жгучую силу этих понятий. (Жена – Наталья Александровна Захарьина, его двоюродная сестра; была с ним в первой ссылке – во Владимире, во второй – в Новгороде, уехала с ним в эмиграцию.
Источником драмы стал “западный человек” Гервег – мещанин от революции, в которого Н. А. влюбляется. В 1851 г. пароход, на котором были мать Герцена и его младший сын, потерпел крушение. В 1852 г. умерла жена.)
“Б. и д.” – философская поэма об утраченном счастье и утраченных иллюзиях.
Значение Герцена. Г. первым из русских революционеров вышел на международную арену и завоевал признание и известность как блестящий публицист века. Его книги вызывали интерес к русской литературе.
Наряду с Тургеневым он много сделал для того, чтобы подготовить европейского читателя к восприятию русской философии и русского романа.
ІІІ. “Натуральная школа” (начальный этап развития кр. р. в р. л.40-х гг.) Термин впервые употреблен Ф. Булгариным в пренебрежительной характеристике молодых последовтелей Гоголя. В литературно-критическом обиходе был утвержден Белинским. Под “натуральным” Б. понимал безыскусственное, строго правдивое изображение действительности. Б.: “Если есть идеи времени, то есть и формы времени” (“физиологический очерк”, повесть, роман)