Тема революции и гражданской войны надолго стала одной из главных тем русской литературы XX века. Эти события не только круто изменили жизнь Российской империи, перекроили всю карту Европы, но изменили и жизнь каждого человека, каждой семьи. Гражданские войны принято называть братоубийственными.
Братоубийственна по своей сути любая война, но в гражданской эта ее суть выявляется особенно остро. Ненависть нередко сталкивает в ней людей, родных по крови, и трагизм здесь предельно обнажен. Осознание гражданской войны как национальной трагедии стало определяющим во многих произведениях русских писателей, воспитанных в традициях гуманистических ценностей классической литературы. Это осознание прозвучало, может быть, даже не до конца понятое автором, уже в романе А. Фадеева “Разгром”, и сколько бы ни искали в нем оптимистическое начало, книга прежде всего трагична – по описываемым в ней событиям и судьбам людей. Философски осмыслил суть событий в России начала века спустя годы Б. Пастернак в романе “Доктор Живаго”.
Герой романа оказался заложником истории, которая
безжалостно вмешивается в его жизнь и разрушает ее. В судьбе Живаго – судьба русской интеллигенции в XX веке. Во многом близок к поэзии Б. Пастернака и другой писатель, драматург, для которого опыт гражданской войны стал его личным опытом, – М. Булгаков.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на его пьесе “Дни Турбиных”. Это произведение стало живой легендой XX века. Пьеса рождалась необычно. В 1922 году, оказавшись в Москве после Киева и Владикавказа, после опыта работы врачом, М. Булгаков узнает о том, что в Киеве умерла его мать.
Эта смерть послужила толчком к началу работы над романом “Белая гвардия”, а уже потом из романа рождается пьеса. В романе и в пьесе отражены впечатления М. Булгакова от жизни в Киеве, его родном городе, в страшную зиму 1918-19 годов, когда город переходил из рук в руки, звучали выстрелы, судьбу человека решал ход истории. В центре пьесы – дом Турбиных. Его прообразом во многом стал дом Булгаковых на Андреевском спуске, сохранившийся до наших дней, а прототипами героев – близкие писателю люди.
Так прототипом Елены Васильевны была сестра М. Булгакова, Варвара Афанасьевна Карум. Все это и придало булгаковскому произведению ту особую теплоту, помогло передать ту неповторимую атмосферу, которая отличает дом Турбиных. Дом их – это центр, средоточие жизни, причем в отличие от предшественников писателя, например, поэтов – романтиков, символистов начала XX века, для которых уют и покой были символом мещанства и пошлости, у М. Булгакова Дом – это средоточие духовной жизни, он овеян поэзией, его обитатели дорожат традициями Дома и даже в трудное время стараются их сохранить. В пьесе “Дни Турбиных” возникает конфликт между человеческой судьбой и ходом истории.
Гражданская война врывается в дом Турбиных, разрушает его. Емким символом становятся не раз упоминаемые Лариосиком “кремовые шторы” – именно эта грань отделяет дом от охваченного жестокостью и враждой мира. Композиционно пьеса строится по кольцевому принципу: действие начинается и заканчивается в доме Турбиных, а между этими сценами местом действия становятся рабочий кабинет украинского гетмана, из которого сам гетман бежит, бросая людей на произвол судьбы; штаб петлюровской дивизии, которая входит в город; вестибюль Александровской гимназии, где собираются юнкера, чтобы дать отпор Петлюре и защитить город. Именно эти события истории круто изменяют жизнь в доме Турбиных: убит Алексей, искалечен Николка, да и все обитатели турбинского дома оказываются перед выбором. Горькой иронией звучит последняя сцена пьесы.
Елка в доме, крещенский сочельник 18-го года. В город входят красные войска. Известно, что в реальной истории два этих события не совпадали по времени – красные войска вошли в город позже, в феврале, но М. Булгакову необходимо было, чтобы на сцене была елка, самый домашний, самый традиционный семейный праздник, который лишь острее дает почувствовать близкое крушение этого дома и всего прекрасного, создававшегося веками и обреченного мира. Горькой иронией звучит и реплика Мышлаевского: после того, как Лариосик произносит слова из чеховской пьесы “Дядя Ваня” – “Мы отдохнем, мы отдохнем…” – слышатся далекие пушечные удары, в ответ на них следует сказанное Мышлаевским ироническое: “Так!
Отдохнули! ” В этой сцене с особой наглядностью видно, как история врывается в жизнь людей, как XIX век с его традициями, укладом жизни, жалобами на скуку и несобытийность сменяет век XX, наполненный событиями бурными и трагическими. За их громовой поступью не слышен голос отдельного человека, обесценена его жизнь. Так через судьбу Турбиных и людей их круга М. Булгаков раскрывает драматизм эпохи революции и гражданской войны. Особо следует остановиться на проблеме нравственного выбора в пьесе. Перед таким нравственным выбором оказывается главный герой произведения – полковник Алексей Турбин.
Его главная роль сохраняется в пьесе до конца, хотя убитым его приносят в конце третьего акта, а весь последний четвертый акт происходит после его гибели. В нем полковник присутствует незримо, в нем он, как и при жизни, выступает как главный нравственный ориентир, олицетворение понятия о чести, ориентир для других. Выбор, перед которым оказался Алексей Турбин в момент, когда подчиненные ему юнкера готовы сражаться, жесток – либо сохранить верность присяге и офицерскую честь, либо сберечь жизнь людей. И полковник Турбин отдает приказ: “Срывайте погоны, бросайте винтовки и немедленно по домам”.
Выбор, сделанный им, дается кадровому офицеру, “вынесшему войну с германцами”, как он сам говорит, бесконечно трудно. Он произносит слова, которые звучат как приговор ему самому и людям его круга: “Народ не с нами. Он против нас”. Признать это тяжело, отступиться от воинской присяги и предать честь офицера еще тяжелее, но булгаковский герой решается на это во имя высшей ценности – человеческой жизни. Именно эта ценность оказывается высшей в сознании Алексея Турбина и самого автора пьесы.
Совершив этот выбор, командир ощущает полную безысходность. В его решении остаться в гимназии – не только желание предупредить заставу, но и глубинный мотив, разгаданный Николкой: “Ты, командир смерти от позора ждешь, вот что!”. Но это ожидание смерти не только от позора, но и от полной безысходности, неотвратимой гибели той России, без которой такие люди, булгаковские герои, не представляют себе жизни.
Пьеса М. Булгакова стала одним из наиболее глубоких художественных постижений трагической сущности человека в эпоху революции и гражданской войны.