Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и поэты второй половины 19 века не являются исключением. У Кюхельбеккера и Пушкина поэт – “пророк” находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, он идет к людям “глаголом жечь сердца”. У Некрасова – это пророк, которого к людям “послал бог гнева и печали”.
Его путь тернист, потому что Поэт проходил этот путь с карающей лирой в руках. Некрасов-поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно: Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя! Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей родины: Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной. Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение “Поэт и гражданин”. Оно написано в форме диалога поэта с читателем-гражданином, демократом по своим убеждениям, предъявляющим поэту требования от имени лучших людей страны. Эти требования
отвечают духу времени, духу самой жизни: Не время в шахматы играть,
Не время песни распевать! …… Будь гражданин! Служи искусству, Для блага ближнего живи. Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.
Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын. Муза Некрасова – “печальная спутница печальных бедняков”, “плачущая, скорбящая”, “униженно просящая” за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:
Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода она меня вела – Почувствовать свои страданья научила И свету возвестить о них благословила… В конце жизни поэт, обращаясь к своей музе, говорит:
О Муза! Наша песня спета. Приди, закрой глаза поэта На вечный сон небытия,
Сестра народа – и моя! Поэт уверен, что его Муза не даст “порваться долго” “живому, кровному союзу” между ним и честными сердцами, даже после его смерти. Муза Афанасия Фета, в отличие он некрасовской, – “на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня”.
И звуки его поэзии сносят на землю “не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки”. Лейтмотивом поэзии Фета является тема полета, мечты в его стихах “уносят в небо”. А свою поэзию Фет называет ласточкой с “молниевидным крылом”. Поэт для Фета – не просто человек, способный рифмовать слова и сладко петь о красоте мира. Поэт, как орел, возносится к облакам и обозревает оттуда землю.
Только поднявшись к небу, считает Фет, можно ощутить истинную свободу. Фет видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям различные оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее запахи и звуки: Как первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч Скользит уступами вершин На темя башен и руин. Воспевая красоту, Фет стремится “усилить бой бестрепетных сердец”. В стихотворении “Одним толчком согнать ладью живую…” поэт говорит о призвании “избранника”:
Дать жизни вздох, дать сладость тайны мукам, ….. Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец – Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец! Близок Фету в решении темы поэта и поэзии такой талантливый поэт второй половины 19 века, как Федор Тютчев.
Он тоже видит свое назначение в том, чтобы передать внутреннее состояние мира природы. В стихах Тютчева много шорохов, теней, приближающих нас к реальному миру, в котором жил и творил Тютчев. Поэт утверждал в своих лирических произведениях, что должен успокаивать, а не “тревожить сердца”: Певец! Под царскою парчою Своей волшебною струной
Смягчай, а не тревожь сердца! Поэт, по Тютчеву, несомненно должен быть патриотом, любить свою родину. Но, в то же время, он не кричит ни “вперед”, ни “за мной”, не призывает быть гражданином, а спокойно говорит:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Таким образом, мы видим, что писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии, но у каждого поэта есть своя точка зрения на этот вопрос.