Тема любви в поэзии Серебряного века

Тема любви в поэзии Серебряного века (на примере творчества одного из поэтов) На рубеже 19 и 20 веков жизнь России радикально меняется. Это касается всех сторон существования русского человека – и экономической, культурной, и политической. Происходит острый поворот и в литературе, отличающийся драматизмом и небывалым динамизмом.

Особенно быстро развивается в это время русская поэзия. Александр Александрович Блок – великий русский поэт, национальная гордость России. С его именем связана целая эпоха в развитии отечественной поэзии.

Но как ни модернизируется поэзия в это время, одной из тем, никогда не выпадающих из поля зрения творцов, является тема любви, и она, конечно же, занимает большое место в творчестве Блока. В 1898-1904 годах поэт создает первый цикл – “Стихи о Прекрасной Даме”. Позднее эти стихи составят первую книгу Блока.

Прекрасная Дама – воплощение вечной женственности, вечный идеал красоты. Эта ранняя юношеская лирика возникла на основе философских идеалистических учений, в которых утверждалось, что наряду с реальным миром существует и идеальный,

к постижению которого и следует стремиться. И лирический герой – весь в ожидании лучшего, неведомых духовных и душевных преобразований. Ясно видно, да и не скрывает это писатель, что он не удовлетворен окружающей его действительностью.

Поэт хочет замкнуться в себе, сосредоточиться на своих личных переживаниях: Предчувствую Тебя. Годы проходят мимо – Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, И молча жду, – тоскуя и любя.

Блок надеется на пришествие “вечной женственности”, пока не посещавшей землю. Не только тематика, но даже построение и лексика, используемая в стихотворениях, соответствует загадочности и фантастичности изображаемого. Очень часто используются такие слова, как: кто-то, где-то, что-то и т. д. Если руки, то “незримые”, если сны, то – “невозможные”, шаги -“несуществующие”.

Отвлеченное толкование получали самые реальные предметы: “Пять изгибов сокровенных добрых линий на земле” – это улицы Васильевского острова в Петербурге. Условен и образ самого автора. Это скромный “инок”, “покорный раб”, смиренный певец Прекрасной Дамы. Но, несмотря, на такую отвлеченность “Стихов о Прекрасной Даме”, прототипом Героини является самая реальная, земная девушка – Л. Д. Менделеева, дочь великого русского ученого.

Она стала впоследствии женой Блока. Образный строй стихов весьма метафоричен. Метафоры у Блока играют особую роль.

Они используются поэтом не столько для того, чтобы показать внешние особенности изображаемого, сколько для того, чтобы передать всю эмоциональность, переживаемого им, настроение поэта. Стихи весьма образны и наполнены символами. Заря, сон, знак, сумрак, тьма, берег, круг становятся устойчивыми, успешно переходят из одного стихотворения в другое, не теряя своей значимости.

Цвета так же имеют огромное значение в поэзии Блока. Так, например, синий цвет – это цвет романтической мечты, красный – тревоги. Иногда, чтобы выделить отдельное слово, имеющее определяющее значение, автор пишет его с большой буквы. Иногда в стихотворениях образ реальной женщины преобладает над образностью, и тогда возникают прекрасные картины, ни в чем не уступающие красивым метафорам: Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Темы и проблемы, поднятые в этом цикле стихов, будут волновать Блока на протяжении всей его жизни. К началу 1900х годов начинает видеть весь окружающий его мир в более реальных красках, нежели раньше.

Отражается это в цикле стихотворений “Распутья” (1902-1904). Блок действительно на распутье – меняются его прежние идеалы, и поэтому Прекрасная Дама становится более земной, но вместе с тем, и более реальной. Новый облик у лирического героя. Появляются в стихах и новые странные образы: черный человек, красный карлик, бледные девушки, умирающий на цыганском возу бедняк и женщина-самоубийца.

Цикл заканчивается смертью героини, которой поклонялся поэт. 1906-1907 – цикл стихотворений “Снежная маска”, посвященный, как и следующий – “Фаина” (1906-1908) – актрисе театра Комиссаржевской Н. Н. Волоховой. Знакомство с ней произвело неизгладимое впечатление на поэта. Чувство влюбленности вызвало новый всплеск вдохновения. Только здесь уже вновь иной образ Дамы – сильной личности, женщина здесь – символ стихийного начала (“С неразгаданным именем бога / На холодных и сжатых губах”, буйный ветер “в змеиных кудрях”).

Ненавидя, кляня и любя: За мученья, за гибель – я знаю – Все равно: принимаю тебя. Поэт готов бороться с этой стихийной силой, так как именно в борьбе проявляется жизнь.

Но лишь любовь к одной женщине – к своей жене – Блок пронес через всю жизнь. Одним из самых замечательных его стихотворений является “О доблестях, о подвигах, о славе.”. Оно было написано осенью 1908 года. Героиня милая, нежная, но несчастная, неудовлетворенность терзает ее нестерпимо:

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Стихотворение поражает своей гармоничностью. Его можно поставить в один ряд с пушкинским “Я вас любил.”.

Хоть и потерпела крах юношеская мечта об идеальном мире, поэт во всех своих произведениях не отступается от поисков возвышенного в повседневном. Блок навсегда останется одним из любимейших поэтов огромного количества русских людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Тема любви в поэзии Серебряного века