Русская классическая литература (литература 19 века) известна во всем мире как литература души, литература тонкого психологизма, нравственных и философских поисков. Осмысляя окружающую действительность, русские писатели выводят ее на более высокий, духовный уровень, оценивают эту реальность с позиций души и Бога. Поэтому и тема денег в русской литературе освещена именно с этих позиций. Пожалуй, эта тема в 19 веке довольно широко представлена у А. С. Пушкина.
Его трагедия “Скупой рыцарь”, входящая в цикл “Маленькие трагедии”, показывает губительную силу золота, богатства. Можно сказать, что сюжет этого произведения строится вокруг денег. Рыцарь Альбер не имеет ни копейки, у него нет средств даже купить себе новый шлем.
Безусловно, это унизительное положение для рыцаря, человека благородного происхождения. Ростовщик Соломон подсказывает Альберу “выход” из создавшегося положения: отравить отца, Барона. Тогда Альберу перейдет все его наследство, все его несметные богатства. Альбер шокирован таким предложением, но и в его голову уже заползла крамольная мысль.
Таким образом, Пушкин показывает, что деньги, богатство развращают человека, заставляют его думать о преступлениях, самых страшных, самых бесчеловечных, самых безнравственных.
То, что богатство, деньги – это губительная сила, показывает и пример отца Альбера, Барона. Он очень богатый человек, подвал его замка завален сокровищами. Но этот герой не тратит их, даже своего сына он держит “на голодном пайке”. Барон боится, что Альбер растранжирит все его сокровища, то, что он приобрел “кровью”.
Деньги породили в Бароне страх потерять свое богатство. Он превратился в скупца, трясущегося над своими сундуками. Все интересы жизни сузились у этого до одного – наслаждаться богатством, каждый вечер перебирать золото в сундуках: …я Весь день минуты ждал, когда сойду В подвал мой тайный, к верным сундукам. Счастливый день! могу сегодня я В шестой сундук (в сундук еще неполный) Горсть золота накопленного всыпать.
Барон ощущает себя неким демоном, властителем мира, которому подвластно все, а он неподвластен никому: “как некий демон Отселе править миром я могу…”, “Мне все послушно, я же ничему”. Но эти иллюзии героя вскоре рассеиваются – любовь к золоту приводит к тому, что Барон сначала клевещет на своего сына, а потом вызывает его на дуэль. За это и отец, и сын лишаются милости Герцога. Узнав об этом. Барон умирает.
Тема денег, власти капитала затрагивается и в произведениях русских писателей второй половины 19 века. В то время в России появились дельцы новой формации – капиталисты с европейским образованием и новым мышлением, другой системой ценностей. Для этих людей на первое место вышли деньги, расчет, циничное накопительство. И на все в мире – людей, взаимоотношения, любовь, семью – они смотрели именно с точки зрения наживы. Именно миру таких людей и трагедии человека, мыслящего по-другому, но попавшего в эту жизнь, посвящена пьеса А. Н. Островского “Бесприданница”.
У ее главной героини Ларисы Огудаловой нет богатого приданого, поэтому она не хозяйка своей жизни в мире дельцов. Эта светлая, чистая девушка, стремящаяся к любви, является лишь вещью, красивой безделушкой для кнуровых, вожеватовых, паратовых. Ею стремятся завладеть, как пароходом “богатого барина”, для престижа, статуса.
О душе, чувствах Ларисы никто даже не задумывается. Огудалова не может так жить – финал ее жизни трагичен: она погибает от руки Карандашева, такой же жертвы циничного мира денег, как и она. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” также затрагивает тему денег. Вспомним, что главный герой произведения – Родион Раскольников – задавлен нищетой.
Он находится в постоянном страхе и волнении за свою семью – мать и сестру, у которых нет защитников, кроме него. Раскольников видит, что происходит вокруг него, как живут люди: в голоде, нищете, страхе потерять последнее. Люди опускаются до такой степени, что теряют человеческий облик, свою душу. В таком состоянии они способны на что-угодно: торговать своим телом, грабить, убивать.
А кто-то наживается на этом. Именно таковой является ростовщица Алена Ивановна – “паук, сосущий кровь” из людей. Раскольников решает убить это безжалостное существо, чтобы как-то облегчить страдания человечества. Тема денег связана в “Преступлении и наказании” и с образом Лужина.
Этот делец хочет жениться на Дунечке – сестре Раскольникова. И та, ради брата, даже соглашается выйти замуж за деньги этого предпринимателя. И только благодаря вмешательству Раскольникова Дуня не калечит свою судьбу.
Таким образом, тема денег в русской литературе трактуется однозначно. Деньги, богатство – зло, развращающее человека, привносящее в его жизнь горе, несчастье, разрушение, смерть. Смерть если не физическую, то духовную.
Причем, деньги губят не только тех, у кого они есть, но и кто просто соприкасается с миром богачей, ловких дельцов, готовых за монеты продать дьяволу свою душу.