Своеобразие немецкого Просвещения

Исторические рамки немецкого Просвещения весьма широки. Собственно худ просветительская литература зарождается в 20-е годы 18 века и исторически сменяется романтизмом в конце столетия.

Период интенсивного распространения романтических теорий и романтического искусства активно творят Гердер, Гете, Шиллер – крупнейшие нем просветители. Развитие немецкого Просвещения идет по восходящей линии. По мере роста общественного самосознания народа просветительская мысль становится более социально активной, а просветительский идеал все более гуманистически насыщенным.

Литература теснее сближается с современностью, с жизнью, идет по пути реалистического изображения действительности.

История немецкой литературы эпохи Просвещения распадается на 4 периода.

Первый период (20-50 годы). Просветительская мысль в это время отличается умеренностью. Творчество писателей пронизано морализаторством. От Писателя требуется служение обществу, но понимается оно упрощенно, как непосредственное развенчание порока и прославление добродетели.

Главный тон в лит. Жизни первого

периода задают классицисты (Готшед и его единомышленники). В литературу проникают “чувствительные” веяния, связанные с философией сенсуализма.

Зарождается чувствительная комедия, отражающая мещанский быт. Главным защитниками чувствительности были Геллерт и Лессинг.

Второй период (60 годы). Это время полной зрелости и большой социальной активности просветительской идеологии. Обличение направлено против проявлений крепостничества в моральной сфере. Наиболее показательными произведениями второго этапа являются “Мина фон Барнгерм” Лессинга, и его трагедия “Эмилия Галотти” Во втором периоде ведется острая борьба с классицизмом. В то же время отвергается чувствительность мещанской драмы.

Выдвигается идея человека-героя. Ведущая роль в л-ре 60-х годов принадлежит Лессингу, Винкельману.

Третий период (70-е и пер. пол. 80-х годов). Его содержание составляют теоретические искания и творчество писателей “бури и натиска”.

Протест против уродливых явлений феодального общества приобретает на этом этапе бурный, эмоционально-приподнятый характер. В произведениях некоторых писателей 70-80 годов (в “Геце” Гете, “Золотом зеркале” Виланда и особенно в “Немецкой хронике” Шубарта) появляется крестьянская тема. В своем творчестве “бурные гении” провозглашали культ природы и чувства.

Главным теоретиком движения “бури и натиска” был Гердер, а наиболее крупными его художниками были молодые Гете и Шиллер.

Четвертый период (Вт. Пол. 80 годов) образует т. н. “Веймарский классицизм”, который представлен главным образом творчеством Гете и Шиллера зрелой поры.

Основное внимание писатели уделяли созданию образа положительного героя (человечного человека). По своему худ методу “Веймарский классицизм” близок к передовому романтизму, это – идеальная поэзия, но только в объективной форме.

“ФАУСТ”. (1774-1831)

Гете почти всю свою жизнь работал над этим произведением. Оно не только самое большое по объему, но и самое главное произведение немецкого поэта. “Фауст – это страстное прославление вечной тяги человечества к знаниям, мудрости. Но путь человека неизбежно сопряжен с трагическими ошибками и заблуждениями.

Поэтому драматическую поэму Гете часто называют трагедией.

Произведение открывается “Прологом на небе”. В прологе Господь и Мефистофель спорят о Фаусте. Мефистофель хочет доказать, что Фауст, при всей своей чистоте, подвержен искушениям и соблазнам.

Бог же убежден, что Фауст останется верен ему.

Герой трагедии – ученый-энциклопедист. У него высшая степень доктора, но он разочарован в своих научных изысканиях. В поисках истины он обращается к магии.

Мефистофель старается соблазнить Фауста обещаниями исполнить любое его желание. Но Фауст равнодушен к земным утехам и радостям. Он хочет постигнуть смысл человеческой жизни не теоретически, а через собственный опыт; принести пользу людям, взять на себя их беды и страдания.

Он согласен отдать душу дьяволу, но только в том случае, если он, Фауст, поддастся лени, успокоится, перестанет искать, когда он полностью удовлетворится настоящим и перестанет думать о будущем. Мефистофель принимает это условие, скрепленное кровью. Он призывает Фауста зажить вольной жизнью. Впереди соблазны реальной жизни. Мефистофель возвращает Фаусту молодость, но пьяный разгул чужд герою.

Но вот любовь. Против нее он не может устоять. Охваченный внезапной страстью к Маргарите он приказывает Мефистофелю найти дорогой подарок, чтоб поскорее соблазнить девушку.

Но вскоре он понимает, что искренне любит эту девушку. Но счастья с ней он не находит. Маргарита приговорена к казни.

Во второй части “Фауста” рассказывается о дальнейших исканиях героя. Теперь он выходит за пределы того мира, в котором находился ранее.

Трагедия написана не об одном человеке, а о человечестве, о его судьбах, бедах, надеждах, о его истории и его будущем. И для воплощения этого величественного замысла Гете использует любые доступные ему худ ср-ва: в трагедии слышны отзвуки библейских мотивов, не раз возникают античные образы и народные предания, даны вполне реалистические зарисовки бытовых картин, а рядом с ними встречается и сложнейшая символика, над толкованием которой почти два столетия бьются ученые разных стран.

Не случайно худ дар Гете называют “универсальным”. В универсализме “Фауста” и содержится, может быть, один из секретов его неповторимого худ своеобразия и поэтического величия.

Трагедия Гете “Фауст” принадлежит к тем работам, без которых невозможно представить жизнь общества, которые помогают человеку понять окр мир и определить свое место в жизни. Такие произведения содержат духовный опыт человечества, а силой обобщения позволяют сохранять интерес на протяжении следующих поколений. Люди называют это произведение поэтическим заветом человечеству.

Выразительное чтение – основа всякого анализа литературы. С него должно начинаться текстуальное изучение всякого произведения. Этот эле­мент анализа невозможно заменить ни драматизацией, ни прослушивани­ем аудиозаписей с голосами авторов или артистов.

Однако задача учителя заключается не только в том, чтобы самому ов­ладеть техникой выразительного чтения: крайне важно, чтобы элементами выразительного чтения овладели ученики. Передавая различные эмоции, настроения героев во время чтения вслух или “по ролям”, они зачастую стесняются собственного голоса, бывают скованными, слишком сдержан­ными в передаче интонационного рисунка речи.

Выразительное чтение – искусство такое же самостоятельное, как живопись, музыка, балет. Скептическое отношение учителя к этому мнению приводит к невосполнимым потерям прежде всего в области эстетического и нравственного воспитания учащихся. Выразительное чтение – искусство воссоздания в живом сло­ве чувств и мыслей, которыми насыщено художественное произве­дение; искусство выражения личного отношения исполнителя к ис­полняемому им произведению, искусство осуществления воли испол­нителя, его намерения, которое изливается в словодействии.

Сле­довательно, выразительное чтение – не односторонний акт, ибо в процессе словесного действия исполнитель привлекает к твор­честву слушателей, активно воздействуя на их чувства, разум, волю, которые являются “двигателями нашей психической жизни”. Выразительное чтение – одно из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художествен­ным произведением вызывает у детей сопереживание, по­могая им не только верно понять, но и ощутить автора, обога­титься его высокими помыслами и благородными чувствами; оно является одним из видов того труда души, который способствует развитию эмпатических переживаний. Выразительное чтение в школе – не только искусство вос­произведения художественного текста, но и предмет обучения де­тей этому искусству.

Воспроизведение художественного текста в классе связано с необходимостью учета возрастных особенностей подростков, высокой степени их активности, чувствительности, эмоциональной возбудимости, создающих “самые благоприятные условия для занятий выразительным чтением”.

Искусное чтение – одно из средств развития эстетической потребности, являющейся источником активности индивидуума. Оно учит ценить творения мастеров-поэтов, прививает и развивает любовь к прекрасному, обогащает эмоциональную сферу и является, таким образом, одним из действенных средств формирования лич­ности.

Декламация – творчество. Искусство устного исполнения поэти­ческого текста определяется терминами: художественное чтение, выразительное чтение, декламация. Существенной разницы между выразительным чтением учителя в школе и художественным чте­нием со сцены или эстрады нет. И все же некоторое различие существует.

Оно обусловлено тем, что характер звучания живого слова зависит не только от содержания, жанра, формы произве­дения, не только от личности, степени таланта исполнителя, но и от условий, в которых оно произносится, и от конкретного слуша­теля, которому оно адресуется.

Сцена, эстрада и школа предъявляют разные требования ис­полнителям – артисту, декламатору, учителю. Декламатор на эстраде изображает рассказчика либо лирического героя. Учитель произносит текст от себя даже в том случае, когда он “перевопло­щается” в лирического героя или рассказчика, образ которого соз­дан автором.

Но это совсем не означает, что исполнение учи­теля должно быть сухим и лишенным артистичности в лучшем смысле этого слова, то есть лишенным мастерства.

Качества декламатора-учителя. Специфика выразительного чтения учителя состоит в умении сдержанно и убедительно, про­сто, но искусно (мастерски), искренне и доходчиво преподнести учащимся, раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетическое своеобразие произведения, особенности его художественной формы, жанра, стиля, и в то же время отра­зить свое личное отношение к произведению, которое им испол­няется.

От учителя литературы искусство выразительного чтения требует наличия природных задатков, наиболее важным из которых являются: речевой слух, приятный голос, живое воссоздающее и творческое воображение, эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию); способность к целенаправленному волевому воздействию на слушателей, т. е. словесному действию.

К ученикам-исполнителям требования скромнее, главными из них являются: речевой слух, приятный голос, живое воображение, со­ставляющее основу способности перевоплощения, и хорошая память. Учителю необходимо знать, что именно от каждого конкретно взятого ученика можно требовать, это поможет ему строить свою работу на основе учета творческих способностей школьника.

Понятие речевой слух включает совокупность таких компонентов: физический слух – способность воспринимать звуки разной сте­пени громкости и силы; фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;

Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство тем­па и ритма.

Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения поль­зоваться “шестью рычагами” (В. П. Острогорский): громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее.

Воображение. Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Сущность воссоздающего воображения состоит в том, чтобы, вни­мательно вчитавшись в текст, четко представить детально выпи­санную автором картину жизни (эпизод, портрет, пейзаж), чтобы ощутить, пережить и затем отразить в живом исполнении (на­пример, “Утро” Никитина).

Творческое воображение состоит в умении детально предста­вить картину, скупо схваченную автором, чтобы лучше понять, глубже почувствовать, дабы искуснее продекламировать.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)



Своеобразие немецкого Просвещения