Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: “Послушайте!” Таким восклицанием каждый из Нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто
Произносит, а, я бы сказал, “выдыхает” это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую Его проблему. Это не жалоба на “равнодушную природу”, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с Воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя
Мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья. Весь строй речи в стихотворении “Послушайте!” именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, Когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только
Объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит. Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит
– кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет это плевочки жемчужиной? А дальше. Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В. Маяковского, в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные
Вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды “плевочки”, а для другого-“жемчужины”. Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле.
Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. И, надрываясь В метелях полуденной пыли, Врывается к богу,
Боится, что опоздал, Плачет, Целует ему жилистую руку,
Просит- Чтоб обязательно была звезда! – Клянется – Не перенесет эту беззвездную муку! А после
Ходит тревожный, Но спокойный наружно. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”. Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у Маяковского имеет деталь. Портретная характеристика
Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали, у него “жилистая рука”. Эпитет “жилистая” настолько живой, Эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. “Длань” (образ, Привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто “рукой”. Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек, – простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот он. Говорит кому-то: “Ведь теперь тебе ничего? Не страшно?
Да?!” И ели первые два предложения вопросительные, то третье вопросительное, и восклицательное одновременно. Накал страстей,
Эмоций, переживаемых нашим героем, так силен, что иначе их не выразить как только этим емким многозначным Словом-“Да?!”, обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и участие, И любовь.
Я не один, еще кто-то так же думает, как я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, Всем сердцем. Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не
Волновался. Последняя строфа стихотворения (всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова: Ведь, если звезды зажигают – Значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были? Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер Над крышами Загоралась хоть одна звезда?!
В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля автора. “Послушайте!”-взволнованный и напряженный Монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые Маяковским в этом стихотворении, на мой взгляд, очень
Выразительны. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием Лирического героя. Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется” – передает не только динамику событий, но и Их эмоциональный накал.
Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само Лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим Героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно
Сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью, и разделить их невозможно. Высказанные мысли и Выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства геро! Я, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги (“ходит тревожный”), смятения, затаенную даль.
Стихотворение “Послушайте!” – развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл – “не хлебом единым жив Человек”. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды – “жемчужины”, а не звезды – “плевочки”.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать Владимира Маяковского только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из
Лириков, и стихотворение “Послушайте!” – истинный шедевр русской и мировой поэзии.