Стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан” было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой “мировой душе”, поэт
Был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема. С этой Точки постижение стихий природы есть созерцание самого себя в природе.
Вот почему полна глубокого смысла двухчастная Композиция сти-хотворения Тютчева “Фонтан”. Первая часть – это игра фонтана, который “облаком живым”, клубится”.
Он прекрасен, велик и легок, он стремится Коснуться “высоты заветной”, но “ниспасть на землю осужден”, как только коснулся неба. Стихия воды в образе фонтана – Это всего лишь часть природы, а части не под силу постигнуть целое.
Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом “смертной мысли”, который также рвется к небу, но “длань незримо-роковая”
преломляет “луч” “неистощимого” “водомета”. Так рождается тютчевское неприятие самоутверждения и своеволия личности, столь свойственное многим течениям Романтичной литературы.
Мнимое величье человеческой мысли – это всего лишь забава, созданная Высшим Началом. “Водомет” Мысли подобен фонтану, созданному человеком для своей забавы. Ирония поэта очевидна: О смертной мысли водомет,
О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет!
С обощенноцелостным взглядом на мир природы и человека связано отсутствие в стихотворении буднично-прозаических Подробностей. Здесь присутствуют элементы оди-ческой традиции XVIII века, торжественной величавой речи.
Однако эта Традиция выступает у Тютчева в романтически преображенном виде, своеобразно скрещивается с характерной для немецкой Романтической лирики формой фрагмента.
Острота столкновения столь разнородных жанровых традиций в стихотворении “Фонтан” Подчеркивает проти-воречивое сознание современного человека, многомерность и сложность бытия. Здесь мы наблюдаем
Ораторские, дидактические интонации, витийственно-пророческий пафос. Неожиданны, непредсказуемы тютчевские эпитеты и метафоры, передающие игру природных сил воды и силы разума. Стихия фонтана уподобляется пламени: “пламенеет”, “влажный дым”, “лучом поднявшись к небу”, “пылью огнецветной Ниспасть”, “осужден”. Это очень напоминает и ис-торию об Икаре, и историю о Прометее.
В стихотворении два раза Повторяется слово “луч”. “Луч фонтана” и “луч” “смертной мысли”. Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений
Гордыни человека постигнуть Неба как Высшее Начало. Заметим, что Истина предстает в образе длани, причем определение “незримо-роковое” подчеркивает неизбежность падения На землю, несмотря на упорство и жадность к постижению неба смертным лучом.
Поэт объединят изображение природной стихии и трагическое раздумье о жизни человека. Это придает стихотворению Символически-философский смысл, а мысль Тютчева обретает выразительность, живую образную плоть.
Водная стихия в стихотворении очеловечена, одухотворена. Она внутренне понятна и близка человеку. Словно живое,
Мыслящее существо она именно “живым” облаком клубится. Стихотворение обращено к читателю: “Смотри,.”. Автор выступает в роли учителя-провидца, который дает наглядный урок своим ученикам.
Первая часть – это созерцание примера из жизни природы. Вторая часть – это вывод и сопоставление о жизни человека. Мне очень понравилось стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан”.
Особенно хотелось бы отметить невиданную свободу мышления Поэта, импровизационность, непосредственность и естественность выражения чувств и мыслей.